Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Хаос и Космос как основа мира

5.07.2011

Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов. Исследователь Берковский считал, что мироощущение Тютчева сформировалось под воздействием двух полюсов мировой истории.


Рушились старые общественные связи, зарождался новый миропорядок. Тютчев почувствовал, что современное европейское общество стоит накануне грандиозных исторических потрясений. Эти ощущения и размышления поэта отразились и в его творчестве, наложив отпечаток на лирического героя и его мировосприятие. Мир лирического героя в поэзии Тютчева также раздвоен, нестабилен. Но в лирике Тютчева это противостояние, разрушение старого и построение нового даны более глубоко, эти идеи выведены на философский уровень. В лирике Тютчева находит место конфликт противостояния и вечного воссоединения природы и человека. Поэт пишет о таких глобальных понятиях, как Космос и Хаос, которые являются созидательным и разрушительным началами, властвующими над миром. Тютчев ощущает себя частицей мира, и все чувства и настроения человека считает проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, «как состояние и действие живой души». Природа для него — сгусток живых страстей, сил, чувств. В лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Яркий пример этому — стихотворение «День и ночь». День и ночь — символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет «хаосом», олицетворением «бездны безымянной».


Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе.


Воля к смерти («Самоубийство») и воля к жизни («Любовь») одинаково привле-кательны для человека. Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в ми-роздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Хаос в поэзии Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса — печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается блаженство.


Человек чувствует себя раздвоенным, неуверенным в мире Хаоса и Космоса не только из-за постоянного противостояния этих двух стихий. Нелегко ему определить свое место в Природе, сложно выразить свое отношение к миру. «ЗПепПит» — философское стихотворение, основная идея которого — бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Человек не может выразить свою душу, передать свои мысли другому. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с глубиной душевного мира обрекает человека на одиночество. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь».


Мысли Тютчева о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Поэт стре-мится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и «мгновенного», всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос к земле», «По высям творенья, как Бог, я шагал…». Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония — хаос, любовь — смерть, вера — безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге двойного бытия». Душа — всегда «жилица двух миров».


Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Поначалу человек для Тютчева — лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, «роковой», но он неиз-бежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.


Борьба Космоса с Хаосом наиболее заметна не в природе, а в общественной жизни человека, его душе. Мятежные волны, которые плескались в Европе в то время, наводили поэта именно на такие мысли. Поэт считал, что новый миропорядок рождает в людях хаотические стихии. Современная цивилизация, по его мнению, не в состоянии высветить душевные глубины человека, его подсознательное, глубинное, остается непознанным, хаотическим.


Подобное осмысление современной действительности и философское познание стихий, которые правят миром, создавало образ лирического героя с трагическим, раздвоенным мировосприятием.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"