Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Хотел бы я иметь такого друга, как Толик?

26.05.2010

Произведение по рассказу «Федька-халамидник» В. Винниченко. Прежде чем ответить на этот вопрос, надо выяснить, что за человек был Толик, и, возможно, попробовать его понять. Вот что говорит Владимир Винниченко о нем: «А более всего доставалось за Толю. Толя был сын хозяина того дома, где они жили. Это был ребенок нежный, деликатный, смирный. Он всегда выходил немножко боязливо, щурился от солнца и стыдливо улыбался своими невинными синими глазами. Чистенький…». И ему нравились их игрушки.


 Например, когда был сильный ливень и дети гуляли под дождем, прыгали в лужи, выискивали разные железки в ручьях, Толе тоже хотелось быть с ними. Он тоже хотел разделять радость и потому выходил на улицу и присоединялся к ребятам. И хотя временами становилось «холодно и страшно, но он не хотел, чтобы его звали бабой». При этих обстоятельствах я даже понимаю Толика. Он тоже ребенок, а каждому ребенку присущ обычная детская радость. У него родители богатые, воспитанные и просвещенные. И эти родители постоянно давят на своего ребенка, запрещая ему делать то, что он хочет. Поэтому особой вины Толи в том, что он «деликатный и смирный», нет. Он воспитан в среде, представители которой считают себя лучши других. Уже с самого детства он привык, что если хорошо попросить, то родители ему все разрешат, что можно на кого-то взвалить вину, и родители в это верят, особенно, когда виноватым делаешь самых обычных бедных людей.


 Толя уже так привык отбрехиваться, что не представляет, как может быть по-иному. Вот именно эта привычка врать и отталкивает меня от Толи как от потенциального друга. Если бы не это, то можно бы было попробовать с ним дружить, по крайней мере, иметь хорошие, добрые отношения. Если он живет в богатой семье, то имеет, соответственно, новые красивые игрушки, и это можно бы было использовать. А если учесть, что Толя врет преимущественно своим родителям, то из него мог бы выйти такой-сякой друг.


 Но в рассказе есть два эпизода, в которых в Толе проявились скрытые черты, которые мы не видим сразу. Толя полез на лед, испугался и уже ничего не мог сделать. Федька спасает его, но сам попадает в ледяную воду. Как только льдина подплыла к берегу, Толя убегает с нее, не считаясь с тем, что Федька находится в воде и, как никогда, нуждается в помощи… Толя убежал! Спасли Федьку другие ребята. Это все можно объяснить. Например, Толя испугался. Но, как мне кажется, Толя должен был лечь на лед и протянуть палку, чтобы Федька схватился за нее. Это первый момент. А второй – уже после смерти Федьки. Прежде чем идти на лед, был спор, что Федька сможет перейти на другой берег и вернуться назад. Побились об заклад при свидетелях. В случае победы Толя должен был получить чижика. Как мы знаем, Федька удачно осуществил переход с одного берега на другой. Потом, спасая Толю, упал в воду, простудился и спас Толю еще раз, когда взял всю вину на себя. Уже после смерти своего спасателя Толя забрал у родителей Федьки чижика, мотивируя это тем, что выиграл его в споре. После этого момента Толя перестал для меня существовать как человек.


Теперь он представляется мне как какое-то химерическое существо, которое беспокоится лишь о себе, о сохранении своей шкуры, как это не уродливо звучит. Тебя спасают несколько раз, оправдывают, и после этого ты все равно делаешь такие вещи. Мне кажется, на это способны лишь очень низкие люди. Так вот, я ни в коем случае не хотел бы иметь такого друга, как Толик. Так как это человек, который даже перед лицом смерти будет совершать свои «черные» дела.


Я даже представить не могу, кто мог бы быть его потенциальным другом. Разве что такой же очень  низкий, «грязный» и вместе с тем деликатный человек, которым уже с детства и есть Толик. И последнее, попробуйте представить его в будущем, на что еще он будет способен?!



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"