Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Наши автобиографии

26.05.2010

Воспоминания живут в нас. Воспоминания скрыты в нас. Воспоминания являются нашим прошлым, тем, что осталось от прошлых событий, чувств, мыслей. Гуляя аллеями своей души, слушая музыку своей души, мы стоим в их тени. Человек без воспоминаний – человек без прошлого. Некоторые заставляют нас краснеть и поныне, что-то вспоминаем мы со смехом, некоторые мы называем наилучшими в своей жизни. Для большинства из нас самыми приятными являются воспоминания о детстве. То время, когда человек формируется, расцветает…


 Именно от того, каким было детство, зависит наше восприятие тех или иных явлений или предметов, окружающей среды. В это время формируются наши вкусы, мы учимся общаться с людьми. Вообще, детство – это мостик к взрослой жизни. И какой этот мостик, таково и наше прибытия к ней. Создание этого «фундамента» зависит не только от человека, но и от его родителей, окружения. То есть от всего того, что сопровождает наши детские годы. Так как там есть ответы на особенности нашей философии, идеологии, мировосприятия, общения с людьми, динамичности (или инертности). Детские года еще не запятнаны враньем, лицемерием, фальшивостью, так называемой «амфотерностью» и взрослостью в целом.


Наивность, непосредственность, откровенность властвуют в детских сердцах. Возможно, поэтому так приятно вспоминать себя в детском возрасте, зная, что ты еще такой «зеленый» и необразованный. Каждый раз при упоминании о детстве жесткая музыка в сознании сменяется на светлую, немного печальную и лирическую. Книжки с чьей-то биографией напоминают нам первые годы нашей жизни. Начинается, конечно, все с того, откуда мы появились. Кто-то, например, нашелся в капусте, кого-то принес аист. А известный украинский писатель Остап Вишня лет до десяти считал, что его вытянули из колодца, когда поили корову Оришку. Дальше – неотвратимое воспитание нас нашими родителями («Кому сказал – не трогать!!! Как догоню сейчас, получишь у меня!» или «Сейчас еще получишь, если тебе мало! Немедленно замолкни!!!» ну и тому подобное). Обучение. Невыполненные домашние задания, наказание учителей, уроки, плохие оценки, ну и еще многое. Всем нравится рассказывать о приключениях замечтавшегося детства, особенно в дружеской компании.


 К друзьям-читателям и обращается Остап Вишня. Факты биографии щедро пересыпаны, как молодой картофель со сметаной – чабрецем, календрой и петрушкой, улыбками и юмором в качестве приправы. Кто пробовал такое кушанье, особенно горячим, тот поймет, почему использовано такое сравнение. «Подходящие» условия для развития творческой натуры писателя (поэтическое созерцание картофеля и бурьянов), «подходящие» родители, так как сразу же передрекли способность писать – «золотое детство среди природы и людей». Любовь к книгам есть у каждого из нас (возможно, каждый ребенок в душе – писатель, конечно, и проявляется это по-разному – кто-то любит исследовать, из чего же сделана книжка, кто-то – рассматривать рисунки. Остап Вишня пишет о своей любви к книгам с мягкими переплетами и небольших размеров. Дальше, по словам автора, начинается неинтересная жизнь… Непревзойденны юмор, самоирония и самокритика, с которыми писатель описывает себя, родителей, своих учителей. Иногда, даже не сознавая этого, мы проводим параллели с собой, со своими родителями, учителями. Вспоминаем свои ссоры с родителями, сестрами или братьями, наказание или возможность его избежать удивительными способами.


Конечно, среди смешных шуток Остапа Вишни внимательный глаз увидит идеи полноправного развития национального языка, необходимость его изучения и очищение от обезображенной лексики. И это когда подходить к произведению с научной точки зрения. Когда же читают обычные читатели (а совсем не критики или научные работники), то их поражает доброжелательность, забавность «Моей автобиографии», а в сознании остается приятный привкус. И как-то я прочитала слова Остапа Вишни: «Всю жизнь юмористом! Господи! Сойти с ума можно от печали!». И такими горькими и трагическими они мне показались, что я решила подробнее ознакомиться с биографией писателя. Узнала о 10 лет ссылки, тяжелой болезни, угрозе расстрела, нелегкой творческой жизни. Здоровьем, унижением человеческого достоинства пришлось платить дань Музе. И все же, по моему мнению, имел этот юморист великое писательское счастье – признание и любовь своего народа.


Его произведения знали даже неграмотные, а по количеству изданий и переизданий фельетонов, юморесок в украинской литературе Остапу Вишни, наверное, нет равных. Читая «Зенитку», «Охотничьи улыбки», «Кое-что из украиноведения», «Чухраинцы», удивляюсь мудрости юмориста и глубине философского содержания его произведений. Поражает писательское мастерство: умение в небольшой новелле соединить глубокий лиризм с простой шуткой. Нравятся его свежий остроумный язык, прибаутки, анекдоты. Остап Вишня – мастер пародии, шаржа. Мы привыкли всегда отыскивать в фактах биографии великих людей что-то судьбоносное. Остап Вишня с доброй улыбкой, юмором рассказывает о своих совсем обыкновенных родителях: «Родители мои были, как вообще родители». В таком же тоне он вспоминает о своем образовании и книгах. «Книга, которая наиболее сильно на меня впечатления произвела в моей жизни, – это «Катехизис» Филарета. До чего противная книжка!


Еще если бы так – прочитал да и бросил, оно бы ничего, а то – наизусть». Да и писателем, если верить рассказчику («Моя автобиография»), стал потому, что квалификации особой не имел, бухгалтерии не знал, то и сделался Остапом Вишней и начал писать. Такой простой, преисполненный здравого смысла взгляд на писателя-человека мне импонирует. А умение его первым посмеяться над собой оставляет сильное приятное впечатление на читателя. Юмор, смех можно считать признаком внутренней свободы человека. Очевидно, Вишня владел секретом внутренней свободы, которую он сохранял при всех ситуациях, свободы «от нечистой» силы, своей и чужой. Поэтому в его душе жила не желчная злость, а солнечный смех.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"