Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Особенности импрессионистической прозы

26.05.2010

Размышление по произведению «Момент» Владимира Винниченко.  Время состоит из моментов. Мы незаметно проходим мимо одних, при упоминании о других сердце начинает тревожно колотиться, некоторые запоминаем навсегда. И нет четкого алгоритма, почему происходит именно так. Иногда доверчивый взгляд, горячее дыхание, неуловимый аромат, который кружит в воздухе, условия, место встречи, твой социальный статус – все это ничто: есть лишь ощущения и эмоции – извечная загадка человечества. Возникая в определенный момент, они поглощают человека.


Слепят глаза, завладевают сознанием, подчиняют волю и ум, лишают нас возможности говорить. А когда пламя угаснет, мы думаем, что тепло его будет согревать нас всю жизнь. Произведение «Момент» Владимира Винниченко – новатора в украинской прозе и драматургии – изображает тот отрезок времени, который невозможно забыть. События, близкие для бывшего политзаключенного В. Винниченко, становятся лишь почвой, на которой расцветает цветок любви-счастья. Импрессионистическая форма изложения, эмоциональность и психологизм произведения заставляют читателя в полной мере ощутить то, что переживал главный герой произведения, который должен был немедленно пересечь границу. Наилучшее время для задуманного – темная ночь, но он не имеет выбора. Еще одно необычное обстоятельство – пересечь границу он должен вместе с, как оказалось потом, «знакомой в прошлой жизни» незнакомкой.


 Экстремальность ситуации, момент на границе жизни и смерти, восприятие окружающей среды на эмоциональном уровне, состояние героя – спокойное, уравновешенное, ненапряженное, словно затишье перед грозой. Он не только видит и ощущает такие мелочи, как соломинки, которые кололи лицо во время переезда, запах дерюги, которой когда-то накрывали огурцы, шорохи сорняка, бездорожье, по которому едет подвода, белые березы, мотыльки, кузнечики. Все это запечатлевается в его памяти с такой силой, что потом, в тюремной камере, он способен воссоздать тончайшие нюансы, самые мельчайшие, но такие важные детали, без которых мир не был бы гармоничным. Сама природа, которая живет по своим законам, без выдуманных человечеством «паспортов, моралей…», предоставляет на несколько часов, уютный приют двум людям, «загнанными другими людьми», дает возможность наиболее полно раскрыться, ощутить связь с ней, пробудить первоначальные инстинкты, слиться с «большим прекрасным процессом жизни». Автор умышленно не называет имен героев, мы ничего не знаем об их детстве, жизни, которая заставила их идти опасным путем.


Знаем только главное: они – протестанты по характеру, которые не соглашаются с условиями, которые им навязывает общество. Случайная встреча свела людей, которые, пересекшись лишь раз в жизни, будут всегда носить в душе любимый образ. Циники не поверят в бесконечность этих чувств, а скептики вообще не назовут эти чувства любовью. Возможно, эта любовь кажется обманчивой, нереальной и… временной, но для героя она является вечной. Так как нет в мире ничего более постоянного чем временное. И эту любовь, такую короткую и призрачную, но незапятнанную обыденщиной, не заклейменную грязными руками (а люди часто имеют привычку все портить), он будет носить в душе всю жизнь.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"