Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Особенности курьезных стихов Ивана Величковского (сборники «Млеко» и «Зегир с полузегарком»)

29.05.2010

Ивана Величковского год рождения неизвестен, умер в 1701 году. Украинский поэт эпохи барокко. Сохранилось мало сведений об этой личности. Известно, что некоторое время работал в Чернигове в типографии Л. Барановича, со временем стал священником в Полтаве. Автор панегириков, эпиграмм, курьезных и лирических стихов религиозного и светского содержания, переводчик. Теоретик фигурного стихосложения. Самые известные произведения: «Стих к Лазарю Барановичу» (1683), «Стих к Ивану Самойловичу» (1687), сборники «Зегар с полузегарком» (1690), «Млеко» (1691).


Давняя литература неразрывно связана с церковной тематикой. Будучи пресвитером полтавской Успенской церкви, то есть человеком глубоко религиозным, Иван Величковский, естественно, всеми способами старается увековечить славу Божью, донести и объяснить библейские истины об образе жизни: чему нужно радоваться, чего избегать. Общей является тематика произведений, но отличные способ стихосложения и структура книг. Сборник «Зегар…» (в переводе с польского – «Часы») состоит из нескольких частей. «Зегар» – стихи о каждой из 24 часов поры, в которых автор проводит параллели между библейскими числами и часами. В «Полузегарке» разделены часы дня и ночи. Основная идея – не вечность этого мира и вечность царства Божьего: каждый получит, на что заслуживает:

  • Минет старчество
  • Минет богатство
  • Минут мучения
  • В «Квадрантесе» (каждые пятнадцать минут, на которые разделен час) снова проводятся числовые параллели – с цифрой четыре:

  • Иоанн, Лука, Марк и Матфей в начале
  • Чтут бога воплощение, то и его мать.
  • Сборник «Млеко…» начинается так же с посвящения Марии, а также стихов на герб митрополита В. Ясинского. И если в первом сборнике автор сравнивал звезды, которые на нем изображены, месяц и стрелу с видом часов, то во второй проводится параллель с «млечной дорогой», что в небе. Вдаваясь в объяснения причин, которые побуждали его к написанию стихов, автор подчеркивает, что они созданы наподобие иностранных, но во «славу Божью». К тому времени среди произведений «Малой России», по словам Величковского, таких стихов не было. Автор ропщет, что написание их чрезвычайно сложное и требует много времени. Среди стихов представлены так называемое «эхо», в которых последние два слога являются будто эхом, отголоском, то есть дублируются, и являются вместе с тем ответом на поставленный вопрос:

  • Что плачешь, Адам: земного ли края?
  • Рая.
  • Немалая часть сборника отведена разным «Ракам» — «литеральному», «словному», «прекословному», в них соответственно строки, слова могут читаться в обоих направлениях и выражают при этом то же самое или противоположное содержание. Стихи написаны так, что в одном стихе имеются лишь одинаковые громкие или все слова стоят в одном падеже. Выражая основные идеи, утверждая заповеди, повествуя библейские истории (все они так или иначе связаны с образом Девы Марии), автор подает теоретическое определение каждой из «поэтических штучек» и показывает их практически и при этом показывает достойное наследование мастерским владением языковыми средствами, мастерское объединение образности, содержания и формы.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"