Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Свадьба как драматическая постановка

29.05.2010

Свадьба – это чрезвычайно хорошо скомпонованная и осмысленная драматическая игра, где реальное органически переплеталось с традиционно-условным. Основными героями свадебной драмы были молодой и молодая, их родители, а вокруг них объединялись другие действующие лица. Каждый из участников драматической игры должен был четко выполнять свою роль. «Режиссером» свадебной драмы выступал сват, который должен был быть человеком сообразительным и остроумным. Свадебная драма была явлением публичным, захватывающим и собирала много зрителей.


Основная задача свадебной драмы – показать, что новая семья формируется в торжественной и радостной обстановке. На свадьбе властвовала праздничная атмосфера с гиперболизированным проявлением чувств. Словесное сопровождение свадьбы чрезвычайно богато тематически и разнообразно по жанрам. Здесь звучали песни, театрализованные сценки, заговор, пословица и поговорки и т.п. Свадебная драма содержала пять больших действий:  сватанье, помолвка (смотрины), подготовку к свадьбе, свадьба, «прицепины» («пропой»). Каждый из этих актов состоял из нескольких самостоятельных эпизодов. Процесс свадьбы длился долго, иногда проходили месяцы от начала до окончания. Начинался свадебный праздник на Украине, как и у других славянских народов, сватаньем. Оно состояло из двух частей. Прежде чем засылать к девушке старост, родственники молодого старались договориться о браке (обменять хлеб). На этот разговор посылали кого-нибудь из родственников молодого, иногда шла его мать с сестрой. Здесь же договаривались о самом сватанье. Окончательно договаривались о свадьбе через послов молодого – сватов. Когда же родители молодой давали согласие на бракосочетание, то молодая выносила полотенца, которыми старосты перевязывали друг друга через плечо, и затыкали жениху за пояс платок.


Отец и мать благословляли молодых. После этой церемонии старост угощали. На сватанье песен не пели. Помолвка свидетельствовала о начале свадебного обряда. Это было первое официальное свидание молодого и молодой. Помолвка происходила у молодой, куда приезжали родители и родственники молодого. Сходились подруги невесты, ее семья, соседи. В свадебной обрядности помолвка, по народному обычаю, были гражданским актом, который утверждал брак молодых людей. Во время ритуала дружки поют песни, в которых рассказывают о печали молодой, вызванной будущей разлукой с семьей, удрученность родителей.


После этого наступал период подготовки к свадьбе. Дню свадьбы предшествовало выпекание каравая – свадебного хлеба – символа благосостояния. Процесс выпекания каравая поэтизировался. Важными компонентами свадебной обрядности было вязание венков из барвинка – символ вечной любви и брака. Витье гильца – отголосок тотемных верований. Витье гильца всегда происходило торжественно, его украшали пучками калины, ржаными колосками, бумажными цветами, барвинком и т.д.


Церемония украшения гильца заканчивалась угощением гостей, песнями и танцами. Невеста и жених прощались на этом вечере с молодежью села. День свадьбы был наполнен обрядностью, символическими действиями, многочисленными песнями, танцами. Все действия имели торжественный характер, каждый этап свадьбы приобретал определенный психологический оттенок. Определяли это состояние прежде всего песни, которые выполнялись хором дружок или светилок. Свадьба — это оригинальная синкретическая музыкальная драма, которая имела четко определенную тему – бракосочетание, а также режиссеров, действующих лиц, героев. Участники этой драмы, по выражению Ф. Колесси, «…играют событие собственной жизни». Каждый из участников свадебной драмы знал свои обязанности, правила поведения, должен был знать словесное сопровождение. Как видим, свадебная драма – высокопоэтичная и гуманная, является проявлением многовековых и поэтических традиций. В нее органически вошло и утвердилось поэтическое начало пор язычества и более позднего времени, которое дало поэзию большой образной силы, что определила продолжительную ее жизнь.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"