Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Трактовка литературного творчества Гоголя по Набокову и Розанову

2.07.2011

Трагедия – жанр, который показывает действительность и изображаемые характеры в их трагическом столкновении Для трагедии характерен трагический конфликт. События приводят к тому, что представления героя о долге сталкиваются с его совестью и сего личными чувствами Сам герой не может противостоять этому конфликту и разрешить его. Они носят название трагических, так как обычно все заканчивается гибелью героев. В древнегреческой трагедии погибали все герои, причем погибали по – настоящему прямо на сцене. Гибель героя в трагедии – это естественный выход из тупиковой ситуации. Основной пафос трагедии заключен в ее сюжете, в том как герой пытается разрешить неразрешимые противоречия. Именно в этом и заключается героический пафос трагедии. Понятие трагических противоречиях очень часто связано с понятием о трагической вине главного героя. Пытаясь разрешить неразрешимый конфликт, герой совершает поступки, которые не только не помогают ему, но еще больше усугубляют положение. Чем больше он пытается выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт. Из всего этого вытекает идея обреченности. Так, например, трагедия В. Шекспира «Гамлет». Долг призывает Гамлета отомстить за отца. Но его представления о гуманности, любовь к матери и Офелии противостоит мести. И асе – таки Гамлет решает отомстить, что, в общем – то, считается грехом. И вот Гамлет начинает совершать поступки, которые только обостряют конфликт. Он убивает отца Офелии Полония. Теперь на нем лежит конкретная вина, за убийство, которая вытекает из желания мести. Из – за всего этого Офелия сходит с ума, а затем кончает жизнь самоубийством, что тоже идет вразрез с библейскими устоями. Лаэрт же клянется отомстить Гамлету за смерть отца. И снова желание мести делает его слепым орудием Клавдия, в чем и заключается трагическая вина Лаэрта. Затем Лаэрт погибает. Клавдий пытается избавиться от Гамлета и подкупает его друзей – Розенкранца и Гильдестерна. Из – за своего предательства они погибают. Мать Гамлета потворствует убийству и выпивает яд вместоГамлета. Таким образом, поступки героев вытекают из их душевного состояния.


Николай Васильевич Гоголь. Наверное, вряд ли найдется в России другой такой писатель, чья личность и судьба были бы столь же окутаны тайнами и легендами, как личность этого человека.


Многие поколения критиков и читателей до сих пор не в силах разгадать загадочной природы Гоголя и его произведений. Смысл творений этого


Великого писателя постоянно ускользает от нас, словно тот намеренно не хотел открывать его читателям, и, несмотря на огромное количество толкований, произведения Гоголя отнюдь не спешат становиться проще и понятнее читателям.


Сразу же после издания гоголевских книг, «миром» были предприняты попытки дать определенную трактовку его творениям.


Согласно одной из теорий, которая существует и в наше время, гоголевское творчество является творчеством социальным. Приверженцы такого подхода видели в творениях Гоголя сатиру на общество, на царящие в те времена нравы и пороки. Но даже в рамках подобной теории не наблюдалось единства мнений. Одни читатели и критики считали, что в своих книгах, таких как «Ревизор» и «Мертвые души», Гоголь клевещет на Россию и рисует злостную карикатуру на ее действительность. Другие же с сокрушением признавали, что Гоголь в определенной степени прав в своей сатире.


Однако в любом случае, подобная трактовка гоголевских книг весьма ограниченна и не отражает всей их глубины. В итоге столь негативного восприятия обществом его произведений, Гоголь на протяжении всей своей оставшейся предпринимал попытки объяснить читателям и критикам свою позицию и смягчить гнетущее впечатление, возникающее после прочтения его книг. Это стало причиной того, что он взялся за написание «Развязки «Ревизора», «Выбранных мест из переписки с друзьями», задумал 2-ой том «Мертвых душ», в котором, помимо Чичикова, вводились целиком положительные персонажи.


Прошло время, но подход к трактовке гоголевского творчества в советский период оставался прежним. На понимание произведений Гоголя наложило неизгладимый отпечаток социально-идеологическое восприятие. Согласно нему, Гоголь представлялся великим сатириком, который на удивление глубоко и точно выявил пороки крепостнического общества и указал общественности на них в своих книгах.


Однако среди столь распространенных общепринятых трактовок гоголевских творений находятся и такие, которые идут в разрез с ними. Примером подобных точек зрения на книги Гоголя могут служить мнения русского писателя-эмигранта В. В. Набокова и писателя и публициста В. В. Розанова.


П. Гоголь глазами Набокова


Творчество великого русского писателя Владимира Владимировича Набокова во многом перекликалось с творчеством Гоголя, в нем было много схожим моментов, вот поэтому, наверное, личность Гоголя всегда представляла для него огромный интерес.


Однако только тогда, когда Набокова попросили прочитать курс лекций по русской литературе для американских студентов, у него появилась возможность сформулировать и выразить свое отношение к этому великому писателю. Следует сразу заметить, что это была весьма непростая задача, ведь Набоков был вынужден объяснять иностранцам такие вещи, которые порой не были понятны даже тем, кто читал произведения Гоголя на русском языке. Так что тут говорить об иностранцах, ведь при переводе зачастую терялись многие тонкости и нюансы, от которых напрямую зависел смысл прочитанного.


Раскрывая образ Гоголя, Набоков решает пойти по уже протоптанной дорожке и начать свое повествование с биографии писателя. Он выстраивает перед своими слушателями следующую цепочку, которая отражает основные этапы жизни Гоголя: смерть – болезнь – путешествия – творчество – детство. По мнению Набокова, корни творчества Гоголя уходят в его детство, в то время как причина смерти кроется в его творчестве.


Набоков обладал уникальной манерой изображения чего-либо, порой не столь литературоведческой, сколь художественной. Он представляет Гоголя человеком больным, склонным к выдумкам и фантазиям и, в определенной степени, просто странным. Набоков полагал, что многие гоголевские путешествия, столь красочно описанные им в письмах своей матери, на самом деле были просто выдуманы им, как, впрочем, и многие факты собственной биографии. Даже в религиозности Гоголя не могли не проявиться его странности, что заключалось в настоящей фанатичности с одной стороны, и боязнью не столько Бога, сколько Дьявола – с другой.


Однако Набоков, пускаясь в рассуждения о судьбе Гоголя, старается быть максимально объективным, просто описывая события и не высказывая каких-то конкретных оценок и суждений.


И тем не менее, как только речь заходит о литературных опытах Гоголя, а именно о поэме «Ганс Кюхельгартен», Набоков не удерживается от критики в адрес писателя и называет это произведение «полнейшей, беспросветной неудачей». Набоков был не одинок в этом мнении. Сам Гоголи посчитал поэму своим провалом, о чем свидетельствует то, что все экземпляры «Ганса» были скуплены им из книжных лавок и преданы огню.


Страницы: 1 2 3 4 5 6


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"