Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Чему учат нас картины ада и рая в поэме «Энеида» Ивана Котляревского

7.05.2010

В своей бурлескно-травестийной поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подав ее в шутливом ракурсе. Перепевая знаменитую «Энеиду» Вергилия, писатель дает ответ на два основных вопроса любой религии: происхождение человека и жизнь после смерти. За веселым бурлескным рассказом о странствованиях троянцев очень выразительно раскрывается тема неделимости образов жизни и смерти. Из этой темы непосредственно вытекает еще одна – тема греха и его искупления, которая подается подробно в картинах ада и рая, куда попадаются люди после смерти за волей Господа. Но развивая эту тему, Котляревский показывает парадоксальность человеческих взаимоотношений с Богом: тот самый рай превращается в шаржированный отголосок человеческого беспорядка и греховности:

  • Здесь чистый был кавардак:
  • Лежи, спи, ешь, пей, веселись.
  • Кричи, молчи, пой, крути,
  • Рубись – так и дадут палаш.
  • Но мы понимаем, что эти «праздники», которые большей частью обходили людей при жизни, — это «большое раздолье», данное им заслуженно, так как они «праведно в мире живали». И дальше автор пересчитывает, кто же достойный попал в рай: это «бедные», «безумные», «беспомощные», «дивы честные, непорочные», «сироты», «что людям помогать любили», «старшина правдивая», т.д.


    Приступая к детальному изображению ада, Котляревский значительно отвергается от языческого представления о нем. Он рисует ад таким, которым его можно увидеть на фресках христианских соборов: на них грешники наказываются за конкретные человеческие пороки. Писатель старается разоблачить их как можно шире. Иногда мы даже забываем, что перед нами картина ада, так как каждая строка поэмы – это зарисовка из реального бытия, пороки которого в остро сатирической форме разоблачал автор. Он зарисовывает все сферы человеческой жизни: здесь наказывались грешники за политические вины («что людям льготы не давали», попы – «знали церквей что одну»), экономические преступления («торговки», шмаровозы, те, кто «плохой продавали товар»), социальные правонарушения («все гайдамаки, все воры», «которые по правде не судили», «себя что сами убивали»), за моральные недостатки (лжецы, «обманывали что девок», «сорванцы и подзаборники», «что продают себя на время»), за отступничество от духовных норм («все ворожеи, чародеи», «что знали весь святой закон», а «как же были в одиночестве, то молитвенники прятали»). Достается в аду и родителям, «какие сынов не учили», и мудрецам, которые не знали, «откуда взялся мир?», и врачу, который «чванился, как людей морил». Всех «поселил» в ад И. Котляревский: богатых и бедных, старых и молодых, мужчин и женщин, так как грехи могут завладеть любой душой – и тогда человек становится кандидатом в ад.


    «Энеида» была выдана еще в 1809 году, но насколько же актуальной она остается во все года своего существования! По моему мнению, именно благодаря яркому изображению ада каждое поколение ощущает проекцию произведения на современную читателю жизнь. К сожалению, человеческие грехи одолеть довольно тяжело – для этого нужно общество с высокими моральными и духовными качествами, где именно жизнь уничтожит греховные недостатки. Думаю, что писатель, сам, возможно, того не сознавая, картинами ада провозглашал поколением  призыв к подавлению такого общества; именно «борьбой», так как преодоление человеческих недостатков – это, по моему мнению, тяжелейшая борьба.


    А потому каждый из нас, идя вместе с Энеем адом, должны внимательно заглядывать и в свою душу: не напоминает ли его внутреннее «я» кого-то из мучеников с той стороны? Поэма «Энеида» И. П. Котляревского – уникальное произведение украинской литературы по своему жанру, темой, художественными особенностями.  Где  еще  встретишь  такой.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"