Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Древние поучения на воскресные дни Великого поста

23.04.2010

СБОРНИКИ УСТОЙЧИВОГО СОСТАВА. В древнерусской книжности особенно широкое распространение получили сборники. Это могли быть “сборники смешанного содержания”, включавшие в свой состав произведения различных жанров: жития, “слова”, поучения,, апокрифы, летописные отрывки, выписки из церковно-канонических книг и др. произведения, причем их последовательность, как и сам состав, были индивидуальны и определялись интересами переписчика сборника.


В отличие от таких сборников в С. У. С. должны были читаться в определенной последовательности одни и те же произведения, хотя на практике в некоторых” разновидностях С. У. С допускалась вариативность и можно говорить лишь о некоем традиционном составе, сохранявшемся в значительной мере во всех отдельных сборниках Если последовательность произведений (в применении к сборникам их именуют иногда собирательным понятием “статья”) определялась церковным календарем, т е днями почитания святых или датами церковных праздников, то такие сборники именуются календарными


Совершенно необходимым для богослужения являлся календарный сборник Пролог, включавший на каждый день года от 1 сентября до 31 августа краткие жития и иные статьи Помимо Пролога календарными С. У. С. являлись Златоуст и Торжественник.


Златоуст содержал “слова” и поучения, приуроченные к дням пасхального цикла. Он встречается в трех разновидностях. В Златоуст постный входили статьи, приуроченные к воскресным и некоторым будним дням недель, предшествующих Великому посту (“недели о мытаре и фарисее”, “недели о блуднем”, недели мясопустной и недели сыропустной), затем — неделям поста (пяти безымянным, неделям Цветной и Страстной) и дню Пасхи. Златоуст пятидесятый содержал дополнительно к этому статьи, приуроченные к восьми неделям после Пасхи, и завершался “Словом на неделю всех святых” (следующее воскресенье после пятидесятницы, или Троицы). Наконец, Златоуст годовой содержал в дополнение к Златоусту пятидесятному еще “слова” на воскресные дни 36 недель, “после недели всех святых” и охватывал, таким образом, весь год. Статьи Златоуста — это в основном поучения на морально-этические темы (“о чистоте душевной”, “о богатых и немилостивых”, “о посте”, “како подобает жити Христианом”, “о молчании”, “о вере и любви” и т д.), а также “слова”, истолковывающие или прославляющие события, которым посвящен праздник: “на воскресение друга Христова Лазаря”, “о сошествии Иоанна Предтечи в ад”, “на воскресение Христово”, “на вознесение Господне” и др. Авторами этих “слов” и поучений были как византийские (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Антиохийский), так и русские авторы: известен цикл “слов” Кирилла Туровского на Пасху и послепасхальные недели. Как С. У. С. Златоуст сложился по крайней мере в XV в, хотя подборки “слов”, приуроченных к дням пасхального цикла, встречаются в древнерусской книжности и ранее


Торжественником именовался календарный сборник, в котором статьи группировались по месяцам, на каждый месяц приходились определенные жития почитаемых в этот месяц святых, торжественные “слова” на отмечавшиеся в этот месяц празднества Рождество Богородицы, Воздвижение креста. Введение в храм, Рождество Христово и т д, причем одному празднику могло быть посвящено по нескольку “слов” разных авторов В Торжественниках встречаются, как правило, жития Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской, Спиридона Тримифунтского, а также русских святых — Бориса и Глеба, князя Владимира Святославича, Леонтия Ростовского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Торжественники, приуроченные к праздникам солнечного календаря (т. Е. сгруппированные по месяцам), назывались “минейными” (от греческого “минея”— “месяц”) Существовали и Торжественники, построенные по принципу Златоуста, т е включавшие статьи, приуроченные к неделям перед постом, к неделям поста, на Пасху и послепасхальные недели Такие Торжественники именовались триодными Существовали, наконец, и Торжественники общие, объединявшие в одной книге минейную и триодную разновидности Особенно широкое распространение Торжественники получили в XV—XVI вв.


Из С. У. С. некалендарных наиболее известны сборники Златоструй, Измарагд и Маргарит.


Златоструй — переводной сборник, содержавший либо 138 (Полная редакция), либо 67 (Краткая редакция) “слов”, надписанных именем Иоанна Златоуста, византийского проповедника и богослова, константинопольского патриарха в 398— 404 гг. “Слова” Златоструя были посвящены в основном вопросам христианской морали (о необходимости соблюдать пост, благоговейно молиться в церкви, искренне каяться, быть щедрым, незлобивым, не грешить) Составлены эти статьи на основе нравоучительных бесед Иоанна Златоуста на новозаветные книги. Старшие списки Златоструя относятся к XII в.


Также переводным С У С некалендарного характера был сборник Маргарит (что в переводе означает “жемчуг”, “жемчужина”) Он включал 30 “слов” Иоанна Златоуста учительного, догматического и полемического характера После этих статей в некоторых списках добавлялись еще пять сочинений Златоуста (“О создании Адамове ”, “О Адаме”, “Чего ради древо разумно добро и зло наречется”, “Слово о покаянии ” и “Оглашение к хотящим креститися ”) Иногда далее читались поучения, жития (особенно часто — Житие Иоанна Златоуста), торжественные “слова” на церковные праздники Старшие русские списки Маргарита относятся к XV в.


Если Златоструй и Маргарит были переводными сборниками, то некалендарный С. У С.— Измарагд (т.е. “изумруд”) был составлен на Руси из произведений как византийских, так и славянских авторов Он предназначался для домашнего и монастырского чтения и содержал в основном учительные “слова”, сгруппированные по темам, о пользе чтения, о благочестии, о страшном суде, о правилах поведения в церкви, в ряде глав осуждались пороки гордость, гневливость, скупость, пьянство, соблюдение языческих обычаев Поучения, входящие в Измарагд, нередко представляют собой небольшие рассказы, сюжет которых позволяет сделать однозначный вывод о греховности и наказуемости какого-либо деяния или, напротив, о благодати, ожидающей каждого, кто поступает в соответствии с евангельскими заповедями или наставлениями святых отцов.


О. В. Творогов



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"