Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)

29.04.2010

Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфем j ( й ) . Н. М. Шанский предлагает при анализе слов устранить “безйотицу” , то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j ( й ) в слове. С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, запись усиливает восприятие слова и активизирует зрительное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: “Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем прилежанием запечатлевает правильные образы слов…” И дальше: “Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически неправильно” . Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.


Даже при фонетическом анализе нежелательно допускать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм производящая основа оканчивается на j ( й ) , можно сделать следующие записи: герой , герой / ск / ий , герой / ств / о , геро / изм . Причем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, геро й / изм , армия йа , думаю йу ) . Безусловно, что нельзя мириться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.


Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания) . И расположенные в алфавитном порядке.


Для примера возьмем одно из слов со скрытым j ( й ) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.


Воевать – во/ева/ть 13 . Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.


Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.


В русском языке есть среднеязычный согласный j ( й ) , который на письме обозначается по-разному: а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа ( йа ) пишут я , вместо jу ( йу ) пишут ю , вместо jэ ( йэ ) пишут е , вместо jо ( йо ) пишут ё . Например, яма, заюлить , ель , ёлка ; б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й . Например, мой , майка .


Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и ( хозяй + ин = хозяин ) .” Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j ( й ) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.


Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.


Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.


Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.


Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.


Без умения выделять в слове его составные части (морфемы) : основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.


Приведем пример плана разбора слова по составу.


Вклеивать


1. Выделить основу слова.


вклеивать


Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.


2. Выделить окончание в слова.


вклеивать


Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.


3. Выделить корень в слова.


вклеивать


Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.


4) Выделить приставку(и) в слове.


Вклеивать


5) Выделить суффикс(ы) в слове.


вклеивать


Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j ( й ) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента) . Подобная “неполнота” слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.


Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j ( й ) на стыке морфем элементы фонетического разбора.


Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.


При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.


В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j ( й ) в разбираемых словах.


Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов.


Перед разбором слова со скрытым j ( й ) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й : кле й , кле й кий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеивать. После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в (приставка) + – клей (корень) + – ива (суффикс) + – ть (окончание) .


Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вкле й ивать. Затем производится разбор слова: вкле й ивать.


В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j ( й ) .


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"