Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Славный сын французского символизма Творчество Малларме

2.07.2011

Французский поэт, один из ведущих теоретиков символизма. Творческое наследие поэта – элитарная поэзия с довольно изящной усложненной символикой, поэтическая проза, эссе. Ж. П. Сартр в отношении самобытности поэзии Малларме писал, что в его стихах «ничего нет, кроме материи, вечного бурления бытия, что само по себе вырастает и само себя отрицает». Раннее творчество Малларме тесно связано со школой поэтов-парнасцев, которые провозглашали утонченность, красоту, пластику, совершенную форму стиха. Лирическому герою присущи бунт, дух отрицания. Известны такие стихотворения: «Полдень фавна», «Окна», «Лазурь». В теоретических статьях о назначении поэзии Малларме делает вывод, что поэзия, искусство является священным делом, поэтому могут быть понятными только избранным, он выбирает художественным лозунгом «герметизм», зашифрованность, тайну. Поэт, по мнению Малларме, имеет возможность проникнуть в тайну бытия, ощутить внушения чистых, неясных звуков, он может воспроизвести идеальные образы, но не в прямом смысле, а через метафору, символ, намек.


Ведь, по мнению Малларме, в поэзии важно «внушить» образ, а «назвать предмет – значит уничтожить на три четверти поэтическое очарование». Стихотворение «Лебедь», поэма «Брошенный жребий…» являются своеобразными образцами «герметичного письма» Стефана Малларме. В молодые годы Стефан Малларме, как и другие символисты, увлекается творчеством Бодлера, затем читает произведения Леконта де Лиля, Банвиль и Готье. Малларме начинает писать самостоятельно и в своих первых произведениях предпочтение отдает парнасскому объективизму и изысканности. По его мнению, искусство – это нечто священное, своеобразная новая религия, которая требует от поэта самоотверженности и служения. Малларме верил, что только избранные люди способны понимать прекрасное. Образцом для подражания для него были старинные эзотерические тексты мистиков или египетские иероглифы. Для такого подхода к написанию литературных текстов существует отдельный литературоведческий термин – герметизм. Именно такую герметичную поэзию, только для посвященных, и пытался создать Малларме. Он писал для узкого круга друзей, которые радостно приветствовали появление каждого нового произведения поэта («Окна», «Лазурь», «Цветы», «Морской ветерок» и поэма «Иродиады» (1864).


Начиная с 1866 года, Малларме убежден, что только поэт может проникнуть в тайны мироздания и перевести их на человеческой, таинственный язык. Малларме создал немного (несколько десятков стихотворений, несколько поэм, кроме «Иродиады», «Полуденный сон фавна», несколько прозаических произведений). Влияние его на французскую поэзию было огромным. Он организовал клуб для избранных, на котором обсуждались самые сложные проблемы поэтического творчества. Символисты объявили Малларме своим лидером.


Произведения Малларме тяжелы для понимания, они вызывают различные противоречивые трактовки, и это требует от читателя чрезвычайного напряжения мысли. Поэт всегда подчеркивал, что понимание поэзии – это тяжелый труд, который требует от читателя духовной концентрации и специальной подготовки. Его стихи содержат немало аллюзий, воспоминаний, мифологических персонажей. В них также зашифрована и жизнь поэта. Это наблюдаем в стихах «Цветы» и «Дар поэзии». В первом из них поэт разрабатывает мифы, связанные с цветами. Например, красные розы выросли из крови Авеля, которого убил Каин. По греческим мифам, белые розы превратились в красные, когда Афродита бежала мимо, получив известие о смертельной ране своему возлюбленному Адонису.


Мне понравился стих Малларме «Лебедь», но он сложный, над ним нужно долго раздумывать. Здесь, пожалуй, поэт сравнивается с этой величественной птицей, которая вмерзла в лед забытого озера. Здесь раскрыта земная трагедия художника, которого окружают только враждебность и равнодушие окружающего мира. «Красоты пречистой бессмертный гордый сын, ударом пьяных крыльев ты разобьешь забытое озеро, где раскрывает иней прозрачных взлетов лед… О, лебедь, вспомни, ты был и есть один прекрасный, но напрасно состязаться в пустыне: ты в песне не сказал, в какой это жить стране, как мертвой зимы засияет сонный сплин». В последние годы жизни Малларме утверждает, что «поэзия – это тайна, ключ от которой должен отыскать читатель».


Я считаю, что над стихами Малларме надо много размышлять. Он пишет не стихи, а тайну, ключ от которой должны искать мы, читатели. И когда найдем ключ от тайны, прочитаем мифы, справки из Евангелия от Марка и еще истории из Библии, тогда только поймешь стихи Малларме.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"