Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Уроки, формирующие общее представление о художественном направлении импрессионизм

6.05.2010

Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого. Он проходил в тех же классах. На занятиях данного цикла мы попытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К. Дебюсси и М. Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в рамках которого они творили. Чтобы сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал – в частности, репродукции картин художников-импрессионистов. Через сравнение выразительных средств живописи и музыки мы стремились “подтолкнуть” учеников к осознанию некоего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи.


Основной нашей задачей было преподнести музыку импрессионистов так, чтобы она нашла отклик в душе ребят, вызвать у них желание обращаться к ней вновь и вновь. Уроки были объединены темой: “Выразительные средства импрессионистической музыки и живописи”.


Первый урок стал начальным этапом постижения особенностей языка импрессионистов: У. – Ребята, как вы знаете, каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие выразительные средства у живописи?


Д. – Линия, цвет, колорит…


У. показывает детям репродукции картин: “Ветреный день в Венё”А. Сислея, “Руанский собор вечером”, “Скалы в Бель-Иль” К. Моне и задаёт вопрос: “Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные выразительные средства? ” Д. – Да. Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, контраст или сходство между ними.


У. – Что же достигается этим?


Д. – Ощущение воздуха, его прозрачности, естественности изображения.


У. – Теперь давайте вспомним выразительные средства музыки. Д. -Мелодия, ритм, гармония, тембр.


У. – Попробуем провести параллели между выразительными средствами живописи и музыки. В живописи – линия, а в музыке -..


Д. – Мелодия.


У. -В живописи цвет, краски, а в музыке -..


Д. – Гармония.


У. -В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным выразительным средством является не линия, а цвет, краски. А какое выразительное средство, мелодия или гармония, выступает на первый план в музыкальном отрывке, который я сейчас сыграю.


(У. исполняет фрагмент из фортепианной прелюдии К. Дебюсси “Затонувший собор”) Д. – Мелодии, которую можно спеть нет, основное, что мы слышим это гармония, но она очень мелодичная.


У. предлагает учащимся прослушать произведение целиком в записи и запомнить свои впечатления от музыки. Далее происходит обмен учащихся слуховыми впечатлениями.


У. -Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведения возникли свои ассоциации, свои впечатления. У композитора, сочинившего эту пьесу, они тоже были индивидуальными, особенными. Вам, наверное, будет интересно узнать, что К. Дебюсси не любил слишком точно пояснять их. Иногда он не хотел каким-либо образом конкретизировать содержание своих музыкальных произведений. По мнению композитора это “убивает тайну” музыки. Так, в прелюдиях для фортепиано заголовки он расположил в конце пьес, не желая навязывать исполнителю или слушателю свои собственные впечатления.


Произведение, которое только что прозвучало – одна из прелюдий для фортепиано пол названием “Затонувший собор”. Она возникла под впечатлением от бретонской лаганды о древнем городе Ис, некогда поглощённом морем, и, по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далёкий перезвон колоколов. Композитора в этом сказочном сюжете привлекла живописная сторона. Средства музыкальной выразительности подчинены здесь задаче возможно более тонкого воспроизведения в музыке картины морского пейзажа, постепенно рассеивающегося тумана И наступающего рассвета, колокольного звона, доносящегося из глубины вод, и, наконец, поднимающегося со дна моря города. В завершении предстаёт первоначальный морской пейзаж: слышны тихие всплески волн, смыкающихся над исчезнувшим собором.


Затем У. предлагает ученикам прослушать ещё раз это произведение и записать свои впечатления в тетради. Вот некоторые из них: “Я представила себе старинный замок с привидениями. За таинственным туманом, который постепенно рассеивается, показывается комната. В ней всё покрыто вековой пылью. Вот старинный резной стол, а на нём стопка толстых рукописных средневековых книг. В комнате темно, но свеча вдруг зажигается сама собой и освещает комнату. На стене висит большое зеркало. В пём отражаются все события, что произошли в этом городе, замке, комнате. Некоторые из них радостные, некоторые – грустные. А большинство – величавые и спокойные, как музыка, которую я слышу сейчас. ” “Сначала из воды слышен хор, потом звон колоколов. Город начинает подниматься из воды. Музыка становится торжественной. В этот момент город вновь погружается в пучину. Потом музыка успокаивается, как будто успокаивается вода, покрывшая город. Нет ряби, даже не дует ветер и вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не было ничего. ” Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое сложное по музыкальному языку произведение, как “Затонувший собор”, было воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные картины.


Следующий урок был посвящён богатой красочной палитре оркестровой музыки композиторов-импрессионистов: У. – Сейчас я сыграю четыре фрагмента из сочинений К. Дебюсси. Свои впечатления о них композитор определил следующим образом: 1. “Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака, постепенно погружаясь в серое небытие.


2. Сирена парохода, плывущего по Сене.


3. Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллюминированном и наводнённом толпой.


4. Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой. ” Ваша задача – определить соответствия музыкальных фрагментов прозвучавшим авторским описаниям.


У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из симфонического ноктюрна “Празднества”, тему облаков и тему английского рожка из симфонического ноктюрна “Облака”. Ученики выполняют задание письменно. Проверка показала, что при незначительных разногласиях, у большинства учеников ответы совпали. Соответствия были определены в целом верно.


У. -Эти фрагменты из двух произведений К. Дебюсси ноктюрнов для симфонического оркестра “Облака” и “Празднества”. Примечательно, что для композитора симфонический оркестр здесь не столько средство создания звуковой мощи, сколько богатая палитра красок. Попытаемся определить, какими из них композитор рисует “Облака”? Что примечательно в темах этого произведения?


(Слушание ноктюрна “Облака”) Д. – Композитор здесь использует различные оттенки белой, серой и голубой краски. Первая тема – тема облаков. Она звучала в верхнем регистре неторопливо и спокойно. Мне кажется, что она проникнута печалью. После темы облаков звучит тема сирены парохода. Она проходит несколько раз не изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.


У. – Что вы можете сказать о ритме этого произведения?


Д. – Ритм нечёткийВ оркестре отсутствуют ударные инструменты, поэтому он не выходит на первый план. Ровный и спокойный он помогает создать картину мерного и плавного движения облаков.


Страницы: 1 2 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"