Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Выразительные средства в «Патетичной сонате» Николая Кулиша

8.05.2010

«Патетичная соната» большой мерой идейно вытекает из «Народного Малахия»: Илья, поэт, который называет себя «Я» — будто продолжение самого Малахия. «Проект немедленной реформы человека» превращается в поэтическую программу, чтобы «над миром замаял флаг «вечной любви». Основные идеи «Народного Малахия» прослеживаются и в «Патетичной сонате». Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится «Патетичная соната» Бетховена, которая, собственно, и является структурой произведение. Содержание, кажется, продиктовано расположением духа частей. Для литературного произведения заимствовано само название «Патетичной сонаты». Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в выполнении Марины произведение Бетховена, тем не менее ассоциации у них совсем разные. «Я» воображает любимую девушку, страстную нежную и романтическую, ее отец – безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с русским и польским гербами.


Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина избирает не поэта-идеалиста, а человека действия – Андре, так как «поэзия не может стрелять из ружья» или «завоевать хоть километр территории», а «мечта не может укладывать компромиссных соглашений с  врагом». В этом случае почти сразу же и однозначно предоставлено преимущество общественному. «Я» долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, наконец тоже склоняется к общественным интересам.


Изучая «Патетичную сонату» Кулиша, довольно легко провести параллели с «Я (Романтика)» Николая Волнового, где события происходят приблизительно в то самое время и конфликт тот самый: общественное — личное. «Я» казнит свою мать. В «Патетичной сонате»   Кулиш прибегает к приему неразрывного объединения музыки с литературой. Надо сказать, что к тому времени синтез искусств был довольно популярным среди украинских художников, которые стремились создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям времени. Здесь следует вспомнить «поезомалярство М. Семенка», «кларнетизм» и бодлеровскую полифоничность  П. Тычины. Мажорный или лирический тон часто изменяется на трагический и глубоко отчаянный.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"