Борис Годунов — гибель династии Рюриковичей
Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Борис Годунов — гибель династии Рюриковичей

11.06.2011

После смерти Ивана Грозного восемнадцать лет судьба русского государства и народа была связана с личностью Бориса Годунова. Его род вел свое начало от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в Орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии. Памятником благочестия этого новокрещенного татарина был построенный им близ Костромы Ипатский монастырь, сделавшийся фамильной святыней его потомков.


Внук Захарии Иван Годун был прародителем той линии рода мурзы Чети, которая от клички Годун получила название Годуновых. Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не удостоился чести сделаться тестем царевича Федора Ивановича. Тогда при дворе Ивана Грозного появился брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Малюты Скуратова.


Возвышение лиц и родов через родство с царицами было явлением обычным в московской истории, но такое возвышение было часто непрочно: родственники Ивановых супруг погибали наравне с другими жертвами его кровожадности. Борис Годунов также подвергался опасности из-за своей близости к царю: рассказывают, что царь сильно избил его своим жезлом, когда Борис заступался за убитого отцом царевича Ивана. Но государь и сам оплакивал своего сына, поэтому стал еще более чем прежде, оказывать Годунову благосклонность за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких месяцев болезни.


Со смертью Ивана IV Борис Годунов очутился в таком положении, в каком не был ещё в Московском государстве ни один подданный. Царем делался слабоумный Федор, который не мог править сам и должен был на деле передать свою власть тому, кто окажется способнее всех и хитрее. Таким в придворном кругу того времени был Годунов. Ему было в это время 32 года; красивый собой, он отличался замечательным даром слова, был умен, расчетлив, но в высокой степени себялюбив. Вся деятельность его клонилась к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода. Он умел выжидать — оставаться в тени или выдвигаться вперед, когда считал уместным то или другое, надевать на себя личину благочестия, показывать доброту и милосердие, а где нужно — строгость и суровость. Всегда рассудительный, он никогда не поддавался порывам увлечения, а действовал обдуманно.


Годунов, как это часто бывает с людьми подобного рода, готов был делать добро, если оно не мешало его личным интересам, а напротив, способствовало им, но он не останавливался ни перед каким злом и преступлением, если находил его необходимым для своих личных выгод, в особенности тогда, когда ему приходилось спасать самого себя. В качестве государственного правителя он не мог быть дальнозорким, а понимал только ближайшие обстоятельства и мог ими пользоваться для ближайших и преимущественно своекорыстных целей. Отсутствие образования суживало ещё более круг его воззрений, хотя здравый ум давал ему, однако, возможность понимать пользу знакомства с Западом для укрепления своей власти.


Подобный характер был сформирован всей предшествующей историей московского государства: создав опричнину, Иван IV вооружил русских людей против других русских людей, указал им на возможность поиска милостей или спасения в гибели своих ближних казнями за явно вымышленные преступления, приучил к ложным доносам и, совершая для одной потехи жестокие расправы, воспитал в окружающей его среде бессердечие и жестокость. Постепенно исчезает уважение к правде и нравственности, что неудивительно: ведь царь, который является олицетворением того и другого, устраивал в виду своих подданных такие зрелища как травля людей медведями или всенародные истязания обнаженных девушек и в то же время соблюдал строгие правила монашествующего благочестия. Именно это противоречие и воспитало целое поколение, для которого при наружном соблюдении обычных форм благочестия, законности и нравственности не оставалось никакой внутренней правды.


После смерти Ивана Грозного непрочность престолонаследия очень хорошо ощущалась народом. Было очевидно, что из двух сыновей Ивана IV старший был не способен к самостоятельному царствованию, а меньший был ещё младенец; кого бы из них ни провозгласили царем — все равно на деле власть должна была бы находиться в иных, не в царских руках.


Как только разнеслась по столице весть, что царь Иван скончался, начались волнения. Богдан Бельский, которому царь поручал Димитрия в опеку, был негласным виновником этого волнения. Как оно происходило, не известно, но закончилось тем, что бояре в ночь после смерти царя Ивана приказали отправить малолетнего Дмитрия с матерью и ее родственниками — Нагих — в Углич.


Разом с их отсылкой схвачено было несколько лиц, которым покойный государь перед своей кончиной оказывал милости; некоторых разослали по разным городам в заточение, других заперли в тюрьму, отобрали у них поместья и вотчины, разорили их дома. Имена их неизвестны, но эти люди были, вероятно, сторонники Димитрия, покушавшиеся провозгласить его царем.


Вся власть находилась тогда в руках дяди Федора Ивановича — Никиты Романова, шурина Бориса Годунова и двух князей — Ивана Мстиславского и Петра Шуйского. Первые два, естественно стояли за Федора как его близкие свойственники; два последних также не находили для себя выгодным пристать на сторону Дмитрия, так как в то время, в случае успеха, властвовали бы не они, а Нагие и Богдан Бельский.


Богдан Бельский сумел остаться в стороне во время расправы, но прошло несколько дней, и он был схвачен и сослан в Нижний Новгород. Это произошло после смуты, о которой сохранились противоречивые известия. Иностранцы говорят, что между Бельским и боярами произошло открытое междоусобие: Бельский со своими сторонниками был осажден в Кремле и принужден был сдаться.


Одно русское известие показывает, что народ, вообразив, будто Бельский хочет извести царя и бояр, бросился в Кремль с оружием, даже хотел пушечными выстрелами разрушить запертые Фроловские ворота, но бояре вышли к мятежникам и уверили, что царь и бояре все целы, и никому нет дела опасности, а потом сослали Бельского как бы в угоду народу. Другое известие повествует, что сами бояре поссорились между собой, взволновался народ, и Бельскому грозила смерть, но Годунов за него заступился.


Как бы то ни было, верно только то, что в Москве вскоре после погребения Грозного происходило междоусобие, тогда был поставлен к решению вопрос, кому царствовать — слабоумному Федору или малолетнему Димитрию, и сторона Димитрия на этот раз снова проиграла. За Бельским сосланы были другие. Но вопрос еще не решался; волнение не утихло, и бояре положили созвать земских людей в Думу для того, чтобы эта Дума утвердила Федора на престоле. Дума, состоявшаяся как кажется из служилых людей, собралась 4 мая 1584 года и признала царем Федора Ивановича. Русские люди, как выражались в то время, молили его слезами сесть на Московское государство. Ход этой думы нам не известен. На праздник Вознесения новый царь венчался царским венцом.


Царствовал Федор, но он не мог властвовать: властвовать могли за него другие. Царь Федор Иванович был человек небольшого роста, опухлый, с бледным лицом, болезненный; он ходил нетвердыми шагами, постоянно улыбался. Когда польский посланник Сапега представился ему, Федор, одетый в царское облачение, с короной на голове, сидел на возвышенном месте и с улыбкой любовался своим скипетром державным яблоком, а когда проговорил несколько слов тихим и прерывистым голосом, то Сапега сделал заключение: ”Хотя про него говорят, что у него ума немного, но я увидел как из собственного наблюдения, так и из слов других, что его вовсе нет”. Весть об этом скоро дошла до соседей; в Польше надеялись, что при таком государе в Московском государстве начнется безурядица, откроются междоусобия и государство придет в упадок.


Страницы: 1 2 3 4


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"