Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Бруно Джордано

18.06.2011

Джордано Бруно предложил принципиально новую концепцию мироустройства, которая сразу же было принята в штыки. В конце концов, философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением инквизиторов было утверждение о бесконечности миров.


Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, что в неаполитанском королевстве. О его детстве мало что известно. Первые десять лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно в условиях жестоких притеснений со стороны испанских властей. Правил неаполитанским королевством герцог Альба, и под его руководством из страны вывозилось все, что имело хоть какую-то ценность. Но хуже всего была инквизиция, всюду преследовавшая свободу совести. Это была реальная власть, подчинившая себе весь уклад жизни. Люди истреблялись по малейшему подозрению. В этих условиях предстояло жить Джордано Бруно!


В десять лет Бруно покидает Нолу и поселяется в Неаполе у своего дяди, владеющего там пансионом. В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь. Молодой человек, уже с 12 лет изучавший древнюю и новейшую философию, за время пребывания в монастыре получает огромное количество информации по самым разным отраслям знания. Большое впечатление на него производят Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также он знакомится с Кабалой, читает арабских мыслителей, произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского.


Тайно Бруно написал комедию, где сатирически изображались нравы общества. Говорят, позднее Мольер заимствовал у него немало сцен для своих комедий.


Год за годом в сознании Бруно складывалось собственное видение многих вопросов, что, естественно, мало кому нравилось. На него поступает первый донос. Его обвиняли в том, что он вынес из своей кельи всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано.


В 24 года он получает сан священника. Открываются новые возможности для труда и общения. Он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Коперника О вращении небесных тел.


Церковному начальству становится известным опасное умоуклонение Бруно, и тому приходится бежать в Германию, отказавшись от сана. Он едет в Нолу, потом в Савону, Турин Так начинаются скитания. Тогда же им была написана книга Знамения времени, бесследно исчезнувшая.


Бруно прибывает в Тулузу, где ему удается получить должность на кафедре философии. Здесь он не стесняется критиковать Аристотеля, логику и физику которого наряду с астрономической системой Птолемея считали неотделимой частью христианской веры. И даже спустя четверть века после сожжения Бруно парламент Сорбонны постановил, что противоречить Аристотелю — то же самое, что идти против церкви. Джордано приходится сделать вывод, что истина и справедливость покинули мир с тех пор, как мнения сект и школ сделались средством к существованию, что самые жалкие из людей — это те, кто из-за куска хлеба занимаются философией.


Бруно перебирается в Париж, где правит король Генрих III, отличающийся веротерпимостью и расположением к наукам и искусствам. Молва об эрудиции и поразительной памяти Бруно идет впереди него, и высшее парижское общество принимает его. Однако из-за недовольства сторонников Аристотеля ему приходится покинуть Париж. Он отправляется в Англию.


Здесь он появляется в 1583 году с прекрасными рекомендательными письмами короля Франции. Его берут в Оксфордский университет. Маленький темпераментный итальянец говорит такие вещи, от которых краснеют стены богословской аудитории: он говорит о бессмертии души и тела, как последнее разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем образует вокруг себя новое тело. Природа души, — говорит Бруно, — одинакова у всех существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае.


В конце концов созвездие педантов вынуждает итальянского профессора прекратить свои лекции.


Вот что утверждал Джордано Бруно:


1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму; у полюсов она сплющена.


2. Солнце вращается вокруг своей оси.


3. земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу.


4. Неподвижные звезды — это такие же солнца.


5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, которые нам не видны в связи со значительной отдаленностью.


6. Кометы представляют лишь особый род планет.


7. Миры и даже их системы постоянно изменяются; они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.


Изгнание из Оксфорда Бруно ознаменовал книгой, в которой он заклеймил грубость, с какой обошлись с ним, назвав Оксфорд вдовой здравого знания. В этом сочинении Джордано Бруно изложил свои взгляды на строение Вселенной, и когда ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал при этом головокружение; тайный ужас охватывал его при мысли, что он блуждает в пространстве, где нет ни центра, ни начала, ни конца!


Бруно вернулся в Лондон и в течение двух лет написал еще несколько трудов: О причине, начале всего и едином, О бесконечном, вселенной и небесных телах, Изгнание торжествующего животного, Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла, О героическом энтузиазме. Не будем сейчас останавливаться на обсуждении этих книг. Скажем только, что проблемы науки и нравственности раскрыты в них с необыкновенной глубиной мысли и изяществом литературной обработки.


В его книгах злая насмешка и уничтожающая ирония соединяются с восхищением вечными идеалами человечности и твердой уверенностью в окончательной победе истины и справедливости. Истина есть пища каждой истинно героической души; стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.


В Венеции Джордано Бруно берет в ученики некоего патриция, который хотел получить от своего учителя какие-то особые магические познания. Не получив их, ученик совершает предательство — приводит в дом учителя капитана инквизиции. Бруно арестован и отправлен в тюрьму. От бывшего ученика посыпались доносы — один страшнее другого.


Многое пришлось говорить в свое оправдание. Я учу бесконечности вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну, Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную, в которой существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом.


Под Духом Святым, как объяснил Бруно на допросе, он понимает душу вселенной. От Святого Духа снисходит все живое — жизнь и душа, которая также бессмертна, как неуничтожаемая плоть. Жизнь есть расширение, смерть — сжатие живого существа. Бруно все время настаивает, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"