Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко

8.06.2011

Роман «Маруся Чурай» Лины Костенко – яркое явление современной украинской литературы. Положив в его основу балладу «Ой не ходи, Григорий» и связанную с ней легенду о сочинительнице песен Марусе Чураевне, Лина Костенко, однако, не ограничилась показом только личной жизни своей героини, а искусно вплела ее в бурные социально-политические события украинской истории периода Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Поэтому, вполне естественно, что всеобъемлющий образ, который подчиняет себе другие, отблеск которого пронизывает каждую строку произведения и фразу любого персонажа, – это историческая Украина, которая поднялась на священную войну за свои права, государственность и независимость. Основные события романа происходят в Полтаве – славном полковом городе. Городское казачество, представленное в произведении, запорожцы, действующие вместе с ним, – ярые патриоты, они защищают свою землю от вражеских нашествий, считая честью умереть славной казацкой смертью, т. е. в битве.


У них много общих черт: отчаянная храбрость, преданность казацкой присяге, духовное благородство, верность побратимству, но каждый из них – это яркая индивидуализированная фигура. Вот седовласый полковник Пушкарь, отец полтавского казачества – еще не старый. И славу имел, и силу. О нем потом думу сочинят. Закаленный в боях и походах, он сохранил рассудительность ума и душевную гуманность. Когда судьи на упорное молчание Маруси решили подвергнуть ее пыткам, его слово было решающим: « Закон есть суть, твердая его основа. Для того он и велен судам Но это как хотите, господа, а на пытки согласия я не дам!».


Иван Искра – полковой обозный, сын Остряницы Якова, казацкого гетмана, привыкший к испытаниям и сражениям. Как только заиграли снова трубы в поход, пахнуло громом среди Тясьмин-реки, Иван сразу откликается на зов гетмана, он в первых рядах, под хоругвями. Для него долг – прежде всего и святое. Прощаясь с Марусей, он говорит:


«И снова земля кипит в борьбе. И снова я принадлежу не себе».


Этот грозный воин, всей душой любя Марусю, понимает отношение девушки к Григорию Бобренко. Его культура, душевное благородство высказывают себя в каждом движении его души, в каждом поступке. Маруся для Искры – не просто девушка, которая ошиблась, Маруся для него символ Украины, ее песня, ее поэтическое существо. На суде взволнованно и решающе звучит его слово: « Я прошу, люди, выслушать меня. Много слов страшных здесь наговорено. Никто не говорил о главном… Я, может, сумасшедшим здесь кажусь. Мы с вами люди разных ценностей. Эта девушка не просто так, Маруся. Это – голос наш. Это песня. Это – душа! Когда в поход выходили – ее песнями плакала Полтава. Что нам было нужно на войне? Сабли, знамена и ее песни».


Другую черту казачества оттеняет ЛеськоЧеркес – справедливая, отчаянная душа, он с презрением относится к судейским: «Вы, канцелюги, в чернилах пальцы, бумажное отродье… в походах не бывавшие». Горячий и решительный, он саблей рубит судейский стол. Носителем справедливости, большим государственным мужем, разум которого уравновешивает все народные проблемы, страдания и борения, проходит в произведении великий гетман Богдан Хмельницкий. По его приказу поднимается Украина: «Богдан поднял казачество за свободу, Универсал прислал в полки».


Именно воля и мудрость гетмана решили судьбу Маруси Чурай. Глубокомысленными являются слова его универсала, который он направил в суд Полтавы. «Чурай Маруся виновата в одном: совершила преступление в отчаянии страшном. Совершив зло, она не является преступницей, так как только измена есть тому причина, ее песни – как жемчужины многоценные, как сокровище среди земных сует». Воплощением поэтического духа Украины стал Маруси Чурай – образ, окутанный трагедией любви, максимализмом пережитых чувств, высоким страданием тонкой, талантливой души. Григорий Бобренко, ее возлюбленный, выпил напиток, который она приготовила себе. И уже ни суд, ни споры на нем (а писательница будто бы высвечивает другие персонажи именно отношением к судьбе Маруси), ни палач, ни смерть не могут нарушить ее страшного молчания. Она вся оцепенела, внутренне, мысленно уже перейдя границу жизни, хочет решить последнюю проблему для себя: ведь дело не в том – женился, не женился, пришел, ушел, забыл или не забыл. А в том дело, когда это он изменился? Или он такой всегда был?


Глубоко раскрыты переживания Маруси, которая должна быть наказана «на горле», на виселице, в третьем разделе «Исповедь». Освобожденная Маруся идет на богомолье в киевскую Лавру. Путешествие по разоренной Украине, которая страдает в непосильном народном горе, раскрывают глаза девушке на истинные ценности жизни, духовно возрождают ее. Так легенда о личной трагедии сочинительницы песен осмыслена поэтессой по-новому, в слиянии с судьбой всего народа, страны. Это поднимает ее образ до высот: «Победы наши, муки и руины бессмертные будут в ее словах. Она была как голос Украины, который клокотал в наших знаменах!»



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"