Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

13.06.2011

Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью сохранившихся до нашего времени, как и ряд других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.


Каждая из двух поэм берет лишь небольшие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора.


Война – основная стихия героев «Илиады», причем битва изображается чаще не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев, отличающихся исключительной силой, искусством и храбростью. Среди всех таких единоборств особенно важное значение имеет поединок Ахилла с Гектором. Во многих местах «Илиады» описываются подвиги отдельных героев: Диомеда, Агамемнона, Менелая. Но самым замечательным подвигом является победа Ахилла над Гектором. В лице Ахилла, таким образом, воплощен идеал военной доблести.


Кроме того, воитель хочет знать, с кем он имеет дело. Иногда единоборство происходит при особых условиях: чтобы обеспечить свободу борцам и невмешательство посторонних, заключается перемирие, освящаемое клятвами и жертвоприношениями. В данной поэме победитель спешит снять с убитого доспехи и завладеть его трупом, чтобы получить с родственников богатый выкуп за тело убитого, так как, по представлениям древних, остаться после смерти без погребения было величайшим несчастьем. Только особая ненависть к врагу может заставить победителя отказаться от соблюдения этого обычая, как хотел сначала сделать Ахилл по отношению к Гектору, мстя ему за убийство Патрокла.


Живя в обстановке войны и убийств, поэт с выразительным реализмом изображает смерти и предсмертных конвульсий: умирающий, упав на землю, судорожно хватает ее зубами. Также ярко изображаются жестокость и насилие победителей.


В «Илиаде» поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта. Тем более ярким контрастом является наполненная глубоким чувством сцена свидания Гектора с Андромахой, исключения составляют также описания пиров и жертвоприношений. Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, несмотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи – ее герои.


Главные образы.


Центральной фигурой «Илиады» является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. «Ахилл – это поэтическая апофеоза героической Греции», – так характеризует его Белинский. Ахилл – цельная и благородная натура, олицетворяющая собою ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Долг для него превыше всего: ради мести за смерть друга он готов пожертвовать собственной смертью. Он чужд хитрости и двоедушия.


Из – за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Оскорбленный Агамемноном, он готов убить его на месте. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого – то демона – истребителя; он заваливает их трупами русло реки Ксанфа и бьется с самим богом этой реки. Наконец, интересно видеть, как этот суровый, полный гнева воитель смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына и напоминавшего так живо о его собственном отце.


Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора – представитель враждебного народа, к которому нельзя относится как к соплеменнику, однако Гомер изображает Гектора с большой симпатией. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Не мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем выше всего.


Микенский царь Агамемнон, старший из Артридов, является предводителем всего похода и называется «владыкой мужей» или «пастырем народов». Менелай – спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены – главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами. Оба они злоупотребляют своим высоким положением, особенно Агамемнон. Его эгоизм и своекорыстие послужили причиной гнева Ахилла.


Менелай, как главное заинтересованное лицо, за честь которого сражаются ахейцы, должен был бы занимать в «Илиаде» главное месть. Но на деле он оказывается неподходящим для этого, и его место занимает Агамемнон. В поединке с Парисом он дает выход накопившейся у него злобе против своего обидчика. Но в общем, как воин, он заметно уступает другим героям. Значительная роль выпадает на его долю только при спасении тела Патрокла.


Обаятельными чертами наделен образ Нестора – вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления.


Аякс – сын Теламона, превосходит храбростью и силой всех, кроме Ахилла.


Привлекает общую любовь Патрокл, ближайший друг Ахилла, воспитанный с ним вместе в доме Пелея. Совершая подвиги, он увлекся мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора.


Большую роль играет и похититель Елены Парис – Александр, выведенный как тип изнеженного женолюбца. Парис живет в роскоши, блистает красотой одеяния. Он использует силу и самопожертвование троянцев и союзников и упорствует в нежелании возвратить Елену Менелаю, хотя и готов щедро расплатится за нее своими сокровищами.


Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну – Гектору. От имени всего народа он совершает жертвоприношение богам. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно. Но несчастье преследует его, и почти все сыновья его гибнут от руки Ахилла.


В поэме мы встречаем и ряд женских образов. Бросается в глаза, что гомеровские женщины менее связаны условностями жизни, чем их позднейшие преемницы. Перед нами проходят: супруга Гектора Андромаха, мать его Гекуба, Елена и пленница Ахидда Брисеида.


Андромаха – верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого скоропостижно умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. Простившись с ним, она в доме с рабынями уже оплакивает его, как мертвого. Заслышав вопли на стене, она бежит, чтобы узнать скорее, что случилось, и вдруг видит, как Ахилл волочит по полю тело Гектора; она лишается чувств и падает на руки сопровождавших её женщин.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"