Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Есть женщины в русских селеньях…» (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

14.06.2011




Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только крепостные крестьяне, но и горячо любимая «русокудрая», «голубоокая» мать поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Ради счастья и спокойствия детей она безропотно сносила царивший в доме произвол. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, — писал о Некрасове Ф. М. Достоевский, — и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии». Из своего детства вынес поэт исключительную чуткость к чужому страданию.





Многие его стихотворения проникнуты глубоким состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Его не могли оставить равнодушным каждодневные страдания женщины от непосильной работы, от моральных унижений.





Но в то же время простая женщина предстает перед нами настоящей красавицей, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов восхищается русской крестьянкой — чистой сердцем, сильной духом, восхищается ее внутренней красотой и душевным богатством.





Есть женщины в русских селеньях





С спокойною важностью лиц,





С красивою силой в движеньях,





С походкой, со взглядом цариц.





Она ко всякой работе привычна, умелая, ловкая, трудолюбивая. К тому же это женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Если нужно, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».





Жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать», выпала и на долю Дарьи — героини поэмы «Мороз, Красный нос»:





Три тяжкие доли имела судьба,





И первая доля: с рабом повенчаться,





Вторая — быть матерью сына раба,





А третья — до гроба рабу покоряться…





Все произведение дышит сочувствием автора к ее тяжелой женской судьбе: «здесь одни только камни не плачут…». Дарья, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни русской женщины, но не согнувшаяся и не побежденная, а сохранившая свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость, вызывает у автора чувство глубокого уважения.





Величие русского национального женского характера видит поэт в сострадательной любви, когда в тяжелом положении человек меньше всего думает о себе, о своем собственном горе.





Не о себе Дарья печется, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Даже в будущем она не может представить себя одинокой. Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на «дальних», например на усопшую схимницу, встреченную ею случайно в монастыре:





…В личико долго глядела я:





Всех ты моложе, нарядней, милей,





Ты меж сестер словно горлинка белая





Промежду сизых, простых голубей.





И собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу, на хлебное поле.





До Некрасова в литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения судьбы простой русской женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.


Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини — простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте:





Красавица, миру на диво,





Румяна, стройна, высока,





Во всякой одежде красива,





Ко всякой работе ловка.





А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом.





В ней ясно и крепко сознанье,





Что все их спасенье в труде,





И труд ей несет воздаянье:





Семейство не бьется в нужде.





Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, «есть еще женщины в русских селеньях!» Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование. И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.


Великого русского поэта Н. А. Некрасова можно назвать певцом своего народа, потому что все его произведения наполнены болью и тревогой за судьбу крепостных крестьян, а также восхищением их высокими душевными качествами. Особое место в творчестве поэта занимает образ русской женщины.





Есть женщины в русских селениях





С спокойною важностью лиц,





С красивой силой в движеньях,





С походкой, со взглядом цариц…





Эти крестьянки не только величавы, но и по-русски прекрасны. Черпая силы в труде и бесконечных просторах родной земли, «цветет красавица, миру на диво». Однако внешняя красота — не самое главное ее достоинство. Хозяйственная, работящая, она «по будням не любит безделья». Любая работа спорится в ловких и Умелых женских руках, даже мужчинам за ней не угнаться:





Я видывал, как она косит:





Что взмах — то готова копна!





Не теряя присутствия духа даже в самых сложных ситуациях крестьянских будней, эта удивительная красавица «и голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна». Печать «дельности строгой внутренней силы» определяет ее отношение к труду, семье, окружающим людям.





В чем же ее секрет? Почему, идя «той же дорогой, какой весь народ наш идет», она остается чистой и светлой, веселой в праздники и серьезной в будни, упорной и несгибаемой, способной «не сробеть» даже в самой большой беде? Н. А. Некрасов сам дает ответ на этот вопрос:





В ней ясно и крепко сознание,





Что все их спасение в труде,





И труд ей несет воздаянье:





Семейство не бьется в нужде.





Прекрасная жена, чудесная мать, удивительная хозяйка… Так в образе «величавой славянки» поэт воплотил самые лучшие женские черты, которые ценились у всех народов во все времена.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"