Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой
Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой

6.08.2011

Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово «поэт». Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта.


Лирика Анны Ахматовой начального периода — это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов переживает различные этапы любовных отношений. Душевное состояние ахматовской героини в стихотворениях не воспроизводится в данный момент. Оно появляется в стихах как уже пережитое, в тот момент, когда героиня способна оценить произошедшее уже «остывшей головой». Ахматовская героиня не просто рассказывает о том, что случилось, она дает оценку произошедшему спустя какое-то время, осмысленно. И конечно, делает выводы. Именно в этих выводах мы, читатели, чувствуем особую жизненную философию, появившуюся в результате любовных переживаний. Так, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» мы видим финал любовной истории. Брошенная любимым человеком женщина рассказывает о том, как она смогла пережить эту драму. Она научилась «просто, мудро жить», обратилась к Богу и в нем нашла утешение и успокоение: «Смотреть на небо и молиться Богу». Она сумела путем усилий над собственной волей и чувствами в явно не радостное время года — осень (здесь имеет место параллель «осень — холодное время года» и «осень — период охлаждения любовных чувств») слагать «веселые стихи» о том, что жизнь прекрасна.


Для того чтобы успокоиться после любовной драмы, героиня выработала особую жизненную стратегию, своеобразную философию: научиться замечать простые вещи, видеть красоту природы, ценить ее, размышлять, обращаясь к Создателю, о вечном. Лирическая героиня почти достигла своей цели:


И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.


Какие-либо события, произошедшие в жизни лирической героини, ею переживаются, оцениваются и воспринимаются философски. Иначе, я думаю, просто не может быть — из любого события в жизни человек должен извлекать какой-либо урок, который и должен стать частью жизненной философии.


Пути познания себя, мира, родной земли, народа многообразны. Ахматова постигала бытие благодаря вначале интуитивному чувству, а в более поздний период своего творчества благодаря чувству своей кровной принадлежности родной стране.


В стихотворении «Родная земля» она писала о земле как бы в буквальном смысле этого слова, но придала ему глубокий философский смысл:


Да, для нас это грязь на калошах. Да, для пас это хруст на зубах,


И мы мелем, и месим, и крошим Тот пи в чем не замешанный уграх. Но ложимся в нее и становимся ею. Оттого и зовем так свободно – своею.


Родной землей, точкой опоры для Ахматовой всегда оставалось то место, с которым связаны многие светлые моменты в се жизни. Это место — Петербург.


Всю свою жизнь Ахматова связывала с Петербургом, с Царским Селом. Всем сердцем она навсегда привязалась к городу, о котором когда-то сказала:


Был блаженной колыбелью


Тем н ый город у грозной реки


И торжественной брачной постелью,


Над которой держали венки


Молодые твои серафимы, —


Город, горькой любовью любимый.


В тяжелые для нее годы разлуки с городом, вызванные войной и эвакуацией, она писала:


Разлуче) I ие на ше, мнимо: Я с тобой перазлучима…


В ахматовских стихотворениях мы встречаем приметы города: мосты, чугунные ограды, шпили башен, Летний сад – и все они непременно связаны с чем-либо для нее заветным. Каждая из этих черточек облика города — деталь ее судьбы. Связь, которая возникает между лирической героиней и городом вполне можно назвать интимной — Петербург и свидетель и участник ее судьбы:


Он говорил о лете и том, ,


Что быть поэтом женщине – нелепость. Какя запомнила, высокий царский дом И Петропавловскую крепость!


В данном случае приметы города остаются в памяти героини как знак разлуки.


Ахматова очень часта признается в своих стихотворениях в любви этому городу. Петербург для нее является средоточием величия всей страны, воплощением рукотворной красоты.


Но ни на что не променяем пышный, Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие луны,- Бессолнечные мрачные сады И голос музы еле слышный.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"