Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Идея мирного существования и расцвета наук и искусства

15.06.2011

Идея патриотизма является одной из главных в творчестве Ломоносова, несмотря на то, что его оды были посвящены в основном правителям и событиям из придворной жизни. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема русского народа. Правители получали похвалы в его произведениях только в том случае, если их деяния были направлены на улучшение жизни народа, на усиление России. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот.


Он считает, что российская земля способна воспитать собственных великих ученых, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Петре I. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов считает реформы Петра весьма значительными для России, прославляет его за создание могучей армии и флота, за поддержку наук.


Ломоносов большое внимание уделяет и военным победам России. Поэзия восемнадцатого века переполнена одами, прославляющими победы русского оружия, НО одним из первых к ней обратился Ломоносов. Эта тема прозвучала у него мощно и всеобъемлюще. Почти все мотивы, к которым снова и снова впоследствии возвращалась русская политическая лирика, встречаются уже у Ломоносова. В его больших торжественных одах, впервые в русской поэзии, появляется образ грандиозной Империи.


Уже в первой оде Ломоносова «На победу над турками и татарами и на взятие Хотина, 1739 года» появляются важные черты, которые будут характерны для всего его последующего поэтического творчества. Известие о русских победах 1739 года и о взятии турецкой крепости Хотин произвело эффект на Запад, где преобладало мнение, что со смертью Петра I военное могущество России пришло в упадок. Поэтому подчеркивание русской военной мощи выглядело как напоминание гордой Европе о том, рядом с ней на востоке находится огромное, чрезвычайно могущественное государство. Однако цель и назначение этого могущества понимаются Ломоносовым довольно своеобразно. По его мнению, военные действия нужны были не для того, чтобы кого-то устрашить или наказать, а для того, чтобы освободить народы от чужеземного владычества.


Главное достижение России в войне, которой посвящена ода, это, по мнению Ломоносова, установление прочного мира на завоеванных территориях.


Патриотические мотивы мы найдем и в «Разговоре с Анакреонтом». Это диалог переводов из Анакреонта и ответов Ломоносова, которые дают нам попять отношения классицизма и античности. Произведение построено как спор, в кото-ром сталкиваются позиции любящего жизнь Анакреонта и его оппонентов, к которым принадлежит и Ломоносов. Ломоносов не отвергает Анакреонта, он видит и в своей душе способность к любовным мыслям, но для него есть ценности гораздо более высокие. Ломоносов больше восхищен «героев вечной славой». Ломоносов находит поэтические краски для портрета возлюбленной Анакреонта, но ее нежной красоте он противопоставляет красоту матери, родины, России. В этом проявляется патриотическая направленность творчества поэта. В своей «возлюбленной матери» Ломоносов хочет видеть достоинство, силу, величие. И в этом произведении Ломоносов выражает основы национального, народного идеала красоты.


Разговор с Анакреонтом заканчивается призывом к миру, как и ода, посвященная Елизавете. Идея расцвета родины, искусства и наук связывалась в сознании у Ломоносова с мыслью о мире, о прекращении войн и распрей. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию пародов, которое он назвал словом «тишина». Это такое мирное время, которое способствует процветанию государства и благополучию народа.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"