Изображение жизни украинцев в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»
Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изображение жизни украинцев в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

12.06.2011

Нечуй-Левицкий – классик украинской литературы, выдающийся прозаик-реалист второй половины XIX века. Он создал ряд высокохудожественных рассказов и повестей, в которых отразил тяжелую жизнь украинского народа дореформенного и пореформенного времени. Одним из таких выдающихся произведений писателя является его социально-бытовая повесть «Кайдашева семья». В ней И. Нечуй-Левицким искусно использовал богатейшее народное творчество, в частности обряды, пословицы, поговорки, народные анекдоты, воспроизведены лучшие черты простых людей.


В повести воссозданы типичные картины жизни крестьянской семьи Омелька Кайдаша. Это темная, забитая крестьянская семья, частнособственническая психология членов которой приводит к повседневным ссорам и распрям.


В основу повести автор положил жизнь одной крестьянской семьи. Прототипом семьи Кайдашей стала семья крестьян Мазуров, известных своими драками и потасовками, однако в художественных образах Кайдашей просматривается широко обобщенная писателем трагедия жизни тогдашнего села вообще.


Лучшие черты простых людей не заслоняли от наблюдательного глаза писателя и того отвратительного, что было порождено действительностью пореформенной эпохи. Из комических сцен жизни семьи Кайдашей вырастает реалистическая и одновременно трагическая по своей сути жизнь украинского крестьянства – темного, забитого веками барщины, разобщенного новыми буржуазными порядками.


Автор сумел создать реалистические образы героев повести двух поколений семьи Кайдашей, наделив их типичными чертами характера мелких собственников.


Вот Омелько Кайдаш – темный, забитый крестьянин. Тяжкий труд, бедствия, барщина подорвали его силы, истощили его. У него «здоровые жилистые руки, широкое лицо было худощавое и бледное, словно лицо у монаха». Это заботливый, трудолюбивый крестьянин, никогда не сидит без дела, всегда мастерит, чем-то занимается. От своих сыновей он также требует трудолюбия. Но тяжелая жизнь сделала его злым, нервным, сварливым и суеверным. Со времени женитьбы сыновей для старого Кайдаша наступает еще тяжелее жизнь. Он постепенно теряет родительскую власть над сыновьями: Карп и Лаврин перестают его слушаться, пытаются захватить все хозяйство и по-своему хозяйничать. Карп даже поднимает руку на отца. Кайдаш спивается до безумия и умирает. Так прошла печальная безрадостная жизнь Омелька Кайдаша. Нечуй-Левицкий сочувствует его скорби. Иногда он смеется над неразумными поступками своего героя, с его семейных «войн», но сквозь этот горький смех проглядывает печаль.


Не менее яркий, колоритный и образ жены Омелька – Маруси Кайдашихи. Это сварливая, бездушная женщина. Смолоду она служила горничной у господ. «Она долго терлась возле господ и набралась от них немного господинтва». Кайдашиха презирает людей беднее себя, любит хвастаться, что ее уважают паны и попы. Однако есть в ней и позитивное. Маруся трудолюбивая, заботливая хозяйка, любящая мать, но сварливая и деспотическая. Частная собственность опустошила ее морально, сделала жестокой. Бездушие и лицемерие Кайдашихи были причиной частых конфликтов и расстройств в семье. Враждуя с невестками, Кайдашиха каждый раз попадает в смешное и одновременно в трагическое положение. Писатель высмеивает некоторые поступки Кайдашихи, но вместе с тем и сочувствует ей. По юмористическим изображением хлопот героини видна грустная жизнь ограниченной женщины, становится настоящим посмешищем в собственной семье.


Образы молодого поколения семьи Кайдашей изображены также в торгово-юмористическом плане. Кайдаши и их жены – индивидуалисты, которые живут своими эгоистическими интересами. Это морально обнищавшие люди, которые из-за своих бесконечных ссор теряют чувство достоинства.


Карп, который вырос в условиях темноты и бескультурья, был грубым, неласковым, сердитым. «Его хмурое, желтоватое лицо не рассветало даже тогда, как губы усмехались».


Своей натурой Лаврин отличается от старшего брата. У него привлекательная внешность: «Лаврина молодое длинное лицо было румяное Веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково». Лаврин веселый, шутливый. У него лирическая душа, его манит все нежное, хорошее. Он уважает людей, восхищается красотой природы, играет на свирели. Но эти его хорошие задатки разрушает неумолимая действительность, убивая все лучшее в человеке. Наконец и Лаврин становится бессердечным эгоистом.


Смолоду у братьев были разные характеры и вкусы их объединяло только стремление к своему хозяйству. Женившись, Карп хочет жить в своем доме, иметь свое хозяйство, ни от кого не зависеть. Многочисленные ссоры и драки заставляют старого Кайдаша отделить сына: он дает ему пару волов, телеги и часть поля. Но и это не спасло семью от раздоров. То кабан, то лошадь, то убитый петух становились причиной для новых вспышек вражды между родней. Последняя неумолимая «война» Карпа с братом разгорелась из-за груши, принадлежавшей Лаврину, но которая во время разделения сада отошла к Карпу. Каждый из братьев доказывал свои права на грушу, которая начала обильно родить. Их не могли рассудить ни волость, ни поп. Жажда выгоды была препятствием к пониманию.


Одним из наиболее совершенных образов повести «Кайдашева семья» является образ Мотри – старшей невестки Кайдашей. Выйдя замуж, Мотря бросилась в тяжелые будни жизни Кайдашевой семьи. Злая свекровь свалила на нее всю работу, постоянно поучала невестку. Ежедневная грызня, драки сделали Мотрю злой, сварливой, эгоистичной женщиной. Кроме свекрови, Мотря возненавидела и Мелашку – жену Лаврина. Она презирала ее, била Мелашкиных детей. Ярость ее не имела границ. В одном из «домашних боев» за разбитый кувшин Мотря выкалывает свекрови глаз. Но она не расстраивается, а радуется своему поступку.


С наибольшей симпатией изображает писатель образ Мелашки. Она была искренняя, тихая, кроткая, красивая, по природе чувствительная. Мелашка долго не принимала участия в ссорах и различных семейных конфликтах, тяжело переживала семейный беспорядок. Пойдя на богомолье в Киев, она даже решила не возвращаться больше в Кайдашевый ад. Но ее нашли и привели домой. Но постепенно и Мелашка втягивается в ссоры и драки. Вместе со всеми воюет она то за петуха, то за коня, поросенка, а в итоге и за грушу. И в этих схватках по изобретательности и ярости уже не уступает Кайдашам.


Изображая жизнь крестьянской семьи Кайдашей, автор показал, как ядовито влияет на человека мелкособственническая среда, как она убивает в нем лучшие человеческие черты.


Повесть «Кайдашева семья» заканчивается примирением двух семей. Засохла груша, повлекшая столько неприятностей, ссор и даже драк. «В обоих усадьбах наступили мир и тишина». Но мы понимаем: это ненадолго, потому что мало земли, нужда денег опять станут причиной новых ссор. И возникают они от безысходности положения крестьян – бедных, почти нищих.


Повесть И. Нечуй-Левицкого «Кайдашева семья» – высокохудожественное произведение, в которой правдиво показана жизнь украинского села второй половины XIX века. Она занимает видное место в украинской классической и мировой литературе как образец реалистического произведения.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"