Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Морфология – учение о частях речи

14.06.2011

Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.


На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако «каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли». «Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная», безграмотная «профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом». Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.


В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения. В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?


В словаре иностранных слов эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.


Морфология (греч. morphe – ‘форма’, logos – ‘слово, понятие, учение’). Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).

Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.


Одним из определений понятия морфологии является следующее: «Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения» (7, 67). Другое определение гласит, что морфология «является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами»


Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.


К задачам морфологии относят следующие:


1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;


2) установление принципов грамматической классификации слов;


3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;


4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения.


Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка. Исторические корни морфологии уходят во времена М. В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей «Российской грамматике» (1756) М. В. Ломоносов выделял «осмь частей знаменательных: 1) имя для называния вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,


7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого выявления движения духа» (2, 149).


Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение – существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными ( мой, твой, свой, чей, который, и т. д.) Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. «Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование» (6, 18). При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, «вариативностью норм в области морфологии» (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"