Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образ крестьянина Даниила – героя рассказа Б. Гринченко «Сам себе господин»

6.08.2011

Борис Гринченко имел чрезвычайно развитое чувство национального достоинства. Он страдал за обманутый народ, у которого отняли его славную историю и возможность развивать свой язык и культуру. В произведении «Сам себе господин» Б. Гринченко искусно противопоставляет чувство собственного достоинства, остроумие, степенность крестьянина Даниила грубости и тщеславию господ.


Данила пленяло желание узнать, «можно ли как-то так, чтобы и мужик в одном доме с господином сидел». И он делает попытку «барского права добыть», едет в город железной дорогой. Он попадает в различные ситуации, но всегда с честью из них выходит, его природная изобретательность и сообразительность помогают и в поезде, и в театре.


Крестьянин полон решимости доказать всем, что он также человек, как и господин, имеет равные с ним права. «Вы, сударь, не кричите и не топайте, ибо мои такие же деньги, как и ваши, а та сигарета, что у вас в руке, может, она мне смердючее, чем вам моя трубка», – спокойно ответил Даниил господину. А в театре упрямо заявил: «Кто заплатил за билет, то здесь и господин, я заплатил, то и сидеть».


Автор в комедийной форме рассказал о безграничной пропасти, которая пролегла между господами и крестьянами. Из рассказа следует вывод: господствующий класс никогда не сможет добровольно признать право «мужика» на человеческое достоинство и общественное равенство. Поэтому и герой произведения Даниил, так и не добыв права человеческого, вернулся домой. С большими надеждами и ожиданиями ехал Даниил в город, а возвращаясь, чуть не плакал от позора и презрения.


I. «Более работал, чем жил». (Борис Гринченко – писатель, наделенный разносторонним талантом. Поэт, прозаик, драматург, критик, языковед, организатор издательского дела Еще в юные годы он пробовал силы в разных жанрах, а своей неутомимостью и превосходил трудолюбивых украинских литераторов. О характере собственного поэтического творчества сам Б. Гринченко писал: «Я никогда не принадлежал к тем поэтам, что все свое время могут отдавать песни… Моя песня – это мой рабочий отдых и моя рабочая молитва-надежда».)


II. Тематическое разнообразие лирических произведений.


1. Тщетность надежд на скорое освобождение. (Глубокой грустью проникнуто стихотворение «До каких пор?». Такой настрой вызван трагическим положением украинского народа. В письмах писателя к Христи Алчевской возникает картина беззакония и произвола, издевательства над крестьянами. О тяжелой жизнь идет речь и в поэзии:


И так на свете живем,


На плечах лихо несем.


И пока будем так жить?


Никто не скажет – все молчат!


2. Путь к национальному возрождению. (Б. Гринченко всю жизнь работал на благо своего народа, своего края, и труд он видит единственным способом вырваться из неволи, получить счастье и независимость. В поэзии «К работе» автор призывает:


Труд единственный нам путь покажет,


Долгий тот путь и трудный,


Что к счастью и судьбе приведет:


Давайте к труду скорей!


3. Пейзажные и личные мотивы в поэзии Б. Гринченко. (Б. Гринченко увлекался прекрасными пейзажами родного края. Светлым чувством живет лирический герой поэзии «Под ивами» Он очарован прекрасным видом:


Вербы старые покосившиеся там,


В волнах купаются ветви;


Солнечным пышным светом с небес


Река и деревья облитые.


Сердце лирического героя чувствует радость, потому что пришла любовь:


Девушка! Кто уже увидел тебя,


Тот не смог не любить!)


III. Значение творчества поэта. (Б. Гринченко обогатил украинскую литературу многочисленными стихами. Особенно ценными являются сборники его стихотворений «Под облачным небом», «Песни и думы». Тяжелых испытаний претерпел писатель, не везло и его произведениям. Во времена культа личности Сталина они были запрещены, а имя Б. Гринченко упоминалось лишь в негативном плане, и только в 60-х годах XX века произведения писателя вернулись к нам.)



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"