Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Основные темы и идеи лирики А. А. Фета

15.06.2011

В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два совершенно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который отвез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он потерял при этом статус дворянского сына.


Он пытался «выслужить» дворянство, но в 1913 году армейская и гвардейская лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой женщине, стал жестоким и скупым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II наложил нужную резолюцию по его просьбе. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорблением дарованное ему царем камер-юнкерское звание (это придворный чин, который давался молодым людям до 20 лет), то этот российский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет. И при этом Фет писал божественные стихи. Два человека жили в одной оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви! Поэзия Фета недолго имела успех у современников в сороковые годы, а в 70-80-х годах это был успех камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские) – на слова Фета. «Долго буду я в молчании ночи тайной…», «Какое счастье! И ночь, и мы одни… », «Месяцем был полный сад… », «В дымке-невидимке» и, конечно,« Я тебе ничего не скажу…» и «На заре ты ее не буди… » – вот лишь некоторые стихи Фета, положенные на музыку разными композиторами. Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь – вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:


Только в мире и есть,


Что тенистый дремлющий кленовый шатер


Только в мире и есть, что лучистый Детский задумчивый взгляд…


Только в мире и есть этот чистый влево, бегущий пробор.


Философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же он прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии «чистое искусство». Красота и должна быть главной в ней. Гениальная лирика природы Фета: «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот. Робкое дыхание… »,«Какая грусть! Конец аллеи… »,« Это утро, радость эта… »,« Жду я, тревогой объят… » и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожие, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Или произведение это Отца небесного? Или источник всего этого – сам поэт, его умение видеть, его свет, открытая красоте душа, которая ежесекундно готова славить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для Тургеневского Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа – единственный храм, храм любви, а во-вторых – храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте. Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь это единственный смысл человеческого бытия, единственная вера в него и сама природа любит – не вместе с человеком, а вместо него («В дымке-невидимке»). В то же время Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой («Не тем, Господь, могуч, непостижим…»), которая послана человеку для откровений, дерзаний, вдохновения («Ласточки», «Учись у них – у дуба, у березы… »). Странные поздние стихи Фета, 80 – 90-х годов. Старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, у которого все мысли об одном – о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости («Нет, я не изменил…», «Люби меня! Как только твой покорный…», «Еще люблю, еще желаю…»). Возьмем стихотворение «Я тебе ничего не скажу…», в котором высказано мнение о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, открывается молчанием: «Я тебе ничего не скажу…». Вторая строка уточняет: «Я тебя не встревожу ничуть».


Так, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы. Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. «Я дрожу» – или от ночного холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: «Я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу». Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"