Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Перси Биш Шелли

18.06.2011

(1792—1822)


В истории мировой литературы наблюдается одна знаменательная закономерность. Нередко почти в одно и то же время творят два писателя, равновеликих по таланту, но различных, «полярных» по художественной манере. Они образуют своеобразные «пары»: таковы Софокл и Еврипид, Гёте и Шиллер, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский, Блок и Брюсов, Хемингуэй и Фолкнер, Артур Миллер и Теннесси Уильяме #8230; К этим «парам» можно было бы добавить и двух великих поэтов-романтиков: Байрона и Шелли. Они были знакомы, дружили, у них была в чем-то сходная судьба, им приходилось спорить по творческим вопросам. В поэме «Юлиан и Маддало» (1818) слышны отзвуки их бесед: граф Наддало напоминает Байрона, а Юлиан — Шелли. Маддало (Байрон), более «земной», упрекает друга, более «воздушного», в том, что он парит в небесах над грешной землей, что он — прекраснодушен. Юлиан же сетует на мрачный, «приземленный» взгляд своего друга на жизнь.


Шелли — выходец из богатой аристократической семьи. Его отец – адвокат был человек консервативных взглядов, с которым сын, обнаруживший свой вызывающий радикализм, рано разошелся. Шелли учился в Оксфордском университете, откуда был исключен за бунтарский нрав и публикацию памфлета с красноречивым заголовком: «Необходимость атеизма». Уже в ранних стихах Шелли выразились его несколько наивные радикально-революционные воззрения. Он, в частности, сочувствовал национально-освободительному движению в Ирландии, даже пытался поднять там восстание. Независимость и радикализм привели Шелли, как и Байрона, к резкому конфликту с буржуазно-аристократическим ханжеским светским обществом. В 1818 г. Шелли был вынужден покинуть Англию, переехать сначала в Швейцарию, а оттуда в Италию. Ранняя смерть — он утонул в 1822 г., катаясь на лодке, — прервала его яркий поэтический путь.


Близкий к идеям утопического социализма, художник лучезарного, оптимистического миросозерцания, он выражал свою Веру в счастливую долю человечества, в неизбежность победы Добра над Злом, Света над Тьмой. В романтической поэме-«видении» «Королева Маб» (1813), в драматической поэме «Освобожденный Прометей» (1820), в эпической поэме «Восстание Ислама» (1818) находим мы все эти мотивы. В поэме «Адонис» (1819) он отзывался на смерть поэта Джона Китса, певца красоты, тонкого лирика, скончавшегося в возрасте двадцати шести лет. Как поэт-романтик, Шелли широко использовал символы, аллегории, библейские и мифологические образы, олицетворения, легко смещая временные пласты, переходя от настоящего к прошлому и будущему. Его перу принадлежат и политические стихи, пронизанные солидарностью с трудовым народом, самое известное из которых «Песнь людям Англии». Если долгое время Шелли был убежден, что обновление человечества достижимо лишь путем мирного прогресса и нравственной проповеди, то в пятиактной трагедии «Ченчи» (1819) образом юной девушки Беатриче, убивающей своего отца, тирана и насильника, он утверждает правомерность отпора преступлению. Важное место в поэзии Шелли занимает тема свободы («Ода защитникам свободы», «Одасвободе», «Свобода»).


В своей лирике Шелли — поэт-философ, он близок к идеям Платона, утверждает «общественную» силу поэтов, «непризнанных законодателей мира» (в трактате «Защита поэзии», 1822). Шелли воспевает вечную красоту природы, наделенную духовной силой, находящуюся в постоянном движении и изменении (стихотворения «Облако», «Ода западному ветру», «Стансы близ Неаполя», «К жаворонку» и др.). Стиль Шелли — своеобразен, насыщен сложными метафорами, олицетворениями. В «Освобожденном Прометее» радость Океаниды уподоблена освеженному дождем зеленому холму, который смеется тысячью сверкающих капель, глядя на безоблачное небо. Земля, повествуя о переменах в мире, говорит: «Труд, боль и горе в зеленой роще жизни резвятся как ручные звери». Исключительная мелодичность и красота поэзии Шелли достигается благодаря игре размеров, внутреннему ритму, богатой рифмовке и структуре стиха.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"