Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Повесть Стронгина «Игры с сатириком в эпоху застоя»

18.06.2011

Повесть «Игры с сатириком в эпоху застоя» входит в новую книгу писателя Варлена Стронгина «Двойник Сталина». Все произведения автора, включенные в сборник, – будь то рассказ о репрессивном лагере «Двойник Сталина» или сюжеты более близкого нам времени, названного эпохой застоя (упомянутая повесть, рассказ «Письма академику Сахарову»), – объединяет одна главная тема: и внутренняя рабская несвобода, в которой долгие годы жило все наше общество и которую так мучительно пытается оно «выдавливать по капле» в наши дни. Книга вышла в свет в 1991 году. В этой рецензии мне, к сожалению, не удастся охватить всю книгу целиком, я остановлюсь лишь на повести.


«Игры с сатириком в эпоху застоя» читаются довольно легко, несмотря на свою документальность, так как писатель заключил произведение в художественные рамки. Повесть автобиографичная, в ней рассказывается о разочаровании, испытаниях и трудностях, выпавших на долю самого автора. Конфликт повести очевиден: идеология подавляет творчество. Но Стронгин не вступает в открытую борьбу с системой. Может быть, это правильно, ведь не каждому дано совершить подвиг ради собственных убеждений, тем более что при этом необходимо жертвовать своей репутацией, карьерой или даже собственной жизнью и жизнью близких тебе людей. Наверное, поэтому Стронгин соблюдал творческий нейтралитет в застойные годы: не придумывал анекдоты, изобличающие недостатки режима, не писал острых статей и рассказов.


Повесть состоит из пяти глав: «Родственник», «Неизвестные фотографии юного Хазанова», «Интервью в ресторане», «Сибирский вариант» и «Прибалтика… Конец гастролей… Но…», а также предисловия и послесловия. Предисловие настраивает на серьезное чтение. В нем автор обобщил все, что хотел сказать в своей книге: «Застой не означал окончание жизни, она продолжалась. Люди сеяли хлеб и покупали его за границей, люди варили сталь и стояли в очередях, занимались наукой и гоняли мяч, писали стихи и коррумпировались, принимали космические рубежи и взятки, кто был честен, а кто жульничал, работая как попало, и в результате страна отставала в развитии даже от других, ранее менее развитых стран, отставала экономически и духовно. Я не имею сил установить, кого было больше – честных или вороватых, и не собираюсь что-либо обобщать. Я не считаю, что если один продавец – мошенник, то все торговцы воры, тем более что в моем рассказе пойдет речь о работниках невидимого фронта, о которых мы знаем гораздо меньше, чем о торговцах». Я не случайно взяла такую большую цитату. В ней, на мой взгляд, отражена идея всего произведения, отношение автора к описываемым событиям. Наряду с негативными сторонами застоя автор видит и хорошее, он объективно относится ко всем людям без исключения.


В првом разделе Стронгин рассказывает про своего дальнего родственника Никея, о его судьбе. В начале рассказа перед нами предстает молодой человек, горячо любящий свою семью, который чувствует гордость за свою страну. Но он оказывается слабым духовно. Все сильнее его захватывает блестящая карьера, им овладевает тщеславие. В результате он предает не только своих коллег, но и семью, друга (самого Стронгина) ради продвижения по служебной лестнице. Ника часто рассказывала автору о своей борьбе с начальником, вернее, о «их» борьбе. Стронгин слушал его рассказы внимательно и, наконец, понял смысл этой борьбы: и сам Никей, и его соратники как ученые были неспособны, прекрати они свою борьбу, дали бы начальнику время и силы разобраться в их возможностях, то эта несостоятельность, некомпетентность сразу бы вылезла наружу. Автор возмущен его предательством и лицемерием и открыто пишет об этом: «Зато отношение к Никею резко изменил. И раньше он не вызывал у меня особых симпатий, а сейчас стал противен, и одновременно я ужаснулся, подумав, к какой низости должен дойти и опуститься человек, чтобы провести обыск у своего родственника».


Во втором разделе рассказывается о том, как отдыхали писатели, художники, артисты, в общем, интеллигенция, а отдыхали они под постоянным наблюдением чекистов. Главная героиня главы – молодая красивая девушка Оля. По заданию чекистов она должна была повсюду сопровождать автора. Но она была не из тех, кто способен предать и писать доносы, поэтому, не выдержав напряжения, она спилась, а через некоторое время (видимо, боялись, что она проговорится) ее убили. Воспоминания о девушке на долгое время запали в сердце писателя, и воспоминания эти чистые и хорошие: «А Олю я потом вспоминал не раз, ее почерневшее после запоя лицо, а чаще милое и интеллигентное, освещенное лучами Коктебельского солнца. Какая беззаботная и глупая бывает молодость! Пусть глупая, пусть беззаботная, лишь бы не была малодушной, корыстной и коварной». В этом, на мой взгляд, и проблема, о которой у Стронгина болит сердце. Девушка вызывает сочувствие автора, а ее убийца-чекист – мерзость и скорбь, что такие люди существуют, а наказание за них несут невинные люди (чекиста оправдали, а убийство повесили на ипподромного игрока).


В четвертой главе Стронгин описывает случай, который мог произойти практически с любым писателем в то время. Варлена Львовича пытались скомпрометировать, подсунув ему острый рассказ или заставив придумать пошлый анекдот. К тому времени Стронгин приобрел большой опыт в подобных делах, поэтому смог избежать провокации. Главный герой этой главы – студент Дима. Именно он пытался подсунуть рассказ писателю. Но подлость он сделал не в единичном случае, он также писал доносы и на своих сокурсников. Таким образом, можно заметить сходство между ним и Никеем. Мне кажется, что нельзя их однозначно осуждать, по-моему, они были лишь жертвами идеологии. Субъективное недоброжелательство автора относительно этих героев понятно: подлость тяжело ранила сердце писателя, а ведь известно: как аукнется, так и откликнется.


В третьей и шестой главах автор пишет о своих гастролях, о том, как ему приятно видеть доброжелательность зрителей, их реакцию на его тексты. Если сначала слежка за ним со стороны чекистов возмущала его, то после она кажется автору даже комичной, наверное, потому, что зрители для него гораздо важнее, и поэтому все свое внимание он сосредоточивает на них. Затем идет послесловие: «Я счастлив, что застал времена, когда моральный климат страны меняется и гласность становится нормой жизни». Доброта, уважение к человеку – суть всей книги. Книга серьезная и касается серьезных проблем: предательство и разложение личности, бескорыстной преданности автора зрителям.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"