Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

19.06.2011

Главная тема романа «Война и мир» – изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сыновьях отечества, и о лжепатриотах, которые думают только о своих корыстных интересах. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Так, в первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805 – 1807 годов, когда Россия (совместно с Австрией и Пруссией) потерпела поражение. Австрийская армия сдалась. Над русскими войсками нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднодоступные Богемские горы навстречу французам. Багратиону необходимо было быстро сделать трудный переход и задержать французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого поражения и описывает, как по-разному относятся офицеры к воинскому долгу. В этом бою, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов.


Его храбрость проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, взял за воротник офицера, и он сдался». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство». Далее он развязал платок, дернул его и показал запеченную кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Запомните, ваше превосходительство». Везде, всегда он помнит, прежде всего, о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет также и поведение Жерехова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и был ранены. Таких офицеров было довольно много. Их, конечно, нельзя назвать трусами, но они не могут забыть ради общего дела себя, свои личные интересы. Российская армия, разумеется, состояла не только из подобных офицеров. В главах, описывающих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на начальников, которые вошли, и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее», – и смущается, чувствуя, что шутка не удалась». Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом не героическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня.


Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны больше действиям этой батареи, героической стойкости капитана Тушина с ротой». Второй герой Шенграбенского боя – Тимохин. Он появляется в тот самый момент, когда солдаты поддались панике и стали отступать. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие, вдруг побежали назад – в лесу появились российские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину россияне имели возможность вернуться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в повседневной жизни. На образах Тушина и Тимохина Толстой показывает читателю по-настоящему сильных людей с их незаметным героизмом, огромной волей, которая помогает преодолевать страх и выигрывать бои. В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, своих родных и близких, сознание опасности «растеряло» силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем больше росли силы и дух русского войска и тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"