Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского
Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского

17.06.2011

Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат. Это своеобразная стенограмма психологических состояний лирического героя, его чувств и настроений. В ритмическом ключе в ней рассказывается о человеке, которого утомил город, он стремится к уединению. Художник трактует свое психологическое состояние: «Я устал, меня утомили люди… Пооткрывайте окна! Проветрите дом! Выбросите вместе с мусором и тех, которые мусорят. Пусть им идут в дом чистота и покой».


Автор не конкретизирует ни социального положения своего героя, ни его профессии. Человек сбежал от человека, сделал себе передышку для утомленной души. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит больше никаких «людей», толпы, шума. Вспомогательными образами-символами становятся: «усталость», «нивы в июне», «солнце», «три белых овчарки» и т. д. Характерно, что эти образы индивидуализированы, как и человеческие фигуры. Лирический герой стремится общаться с природой, с бесконечностью степи, с «симфонией поля». И этот чистый, солнечный мир природы является своеобразным приемом – антитезой серого города. Пейзаж в новелле тоже как бы оживает. Он отражает сложный внутренний мир героя, изменение его настроений, мыслей, чувств.


Именно в пейзаже, по словам И. Франко, «больше живой крови и нервов самого автора. Природа – не статическая, а динамическая – вся в движении и изменениях настроения». Какими прекрасными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее волшебный мир! Вспомним некоторые из них, например: «кипят… серебряноволосые овса», «пленит голубыми реками лен», «белая пена гречихи, душистая, легкая, словно сбитая крыльями пчел». Эта неземная красота, освещенная солнцем, создает позитивное настроение, затрагивает в душе самые сокровенные струны и они звучат, как «поющая арфа», и одновременно возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: «Душа готова, струны тугие, настроены, она уже играет…».


Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей. Свое место в этой борьбе патриот видит в первых рядах: «Говори, говори. Растопи гневом небесный купол…, чтобы были молния и гром. Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги в небе ». М. Коцюбинский проявляет солидарность со своим лирическим героем, он уверен – нужно быть на переднем крае борьбы народа, за правду и справедливость.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"