Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

17.06.2011

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается «Бесприданница». Ее нередко сравнивают с «Грозой», и в известной мере это справедливо. «Гроза» – главное произведение дореформенной драматургии Островского, «Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, что приводит к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различия эпох, изображенных в этих пьесах, привело к свершившемуся отличию художественного мира «Грозы» и «Бесприданницы». «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в «Грозе» вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова – человек нового времени, порвал связь с тысячелетней народной традицией, что освободило человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама жизненная драма Ларисы – результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.


Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрируется в главной сюжетной события – торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Саратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, – самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Саратова, как бестрепетно стреляли в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: «Сердца нет, от того он и смел». И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих. Сложность характеров героев – будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Саратова, – вот в чем психологизм драмы Островского.


Саратов для всех окружающих – большой барин, широкая натура, храбрый, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. С другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Саратова, его искреннюю личность. В первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменич, ничего заветного нет. Найду выгоду, так все продам, что угодно». И сразу мы узнаем, что продает Саратов не только «Ласточку», но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, так как обработка его квартиры и попытка устроить роскошный обед – это ведь карикатура на стиль и образ жизни Саратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительная сцена, характеризующая обоих соперников, которые добиваются любви Ларисы.


Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не само признание героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем ее наделил жизненный опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.


Финал драмы – смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение – поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле «сильного драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства – безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, который освободил ее от унизительной жизни содержанки.


Художественный эффект этой сцены А. Н. Островское строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественным единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически человеческие характеры, предусмотрена неизбежность появления в России нового театра.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"