Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Психолого-педагогические основы процесса общения

6.08.2011

В результате проведенного исследования сделаны выводы: для того чтобы добиваться поставленных целей в беседе, в общении в процессе ведения переговоров необходимо знание всех достоинств и недостатков различных типов собеседников. Каждый собеседник одновременно характеризуется по трём полярным факторам:


1) доминантность – недоминантность;


2) мобильность – ригидность;


3) экстраверсия – интроверсия.


Крайние типы собеседников встречаются очень редко. Реальный партнер (рассматривая один полярный фактор) обычно находится между полюсами: в некоторой степени ближе к одному, чем к другому. При организации общения оценочный подход («кто лучше») недопустим. Каждый тип наиболее полезен в своей сфере деятельности.


Поэтому при организации общения стоит обратить внимание, что при контакте с доминантным партнёром необходимо дать возможность выявления своей доминантности. Спокойно держитесь независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им «силовые приемы». И тогда он постепенно умерит свой непроизвольный натиск.


С недоминантным партнером требуется поощрение и подбадривание с вашей стороны (лучше не словами, а взглядом). На него хорошо действует похвала (если есть за что), но не лицемерная лесть.


С мобильным партнером сначала подстройтесь под его темп общения. Далее постепенно замедляйте частоту и скорость собственных реплик. Затем можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным.


С ригидным собеседником поставьте перед собой задачу долготерпения. Торопить его и раздражаться – значит усугублять взаиморасхождения.


С экстравертным партнером поддерживайте естественную для него атмосферу симпатий. Его «перехлесты» (жажда внимания, излишнее любопытство, поверхность) лучше всего умерить беззлобной иронией. Он очень чувствителен к ироническому тону, поскольку боится выглядеть смешным.


С интровертным партнером избегайте панибратства и всякой личной тематики. Держитесь учтиво, но суховато, обсуждайте вопросы деловые или абстрактные, старайтесь больше молчать и будьте готовы к затяжным паузам в беседе. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.


По результатам проведенной диагностики мы обнаружили:


1) учащиеся гуманитарного класса в большинстве оказались «разговорчивыми» собеседниками, предпочитающими в большей мере говорить, чем слушать;


2) учащиеся экономического класса, наоборот, оказались хорошими слушателями; такие собеседники скорее руководствуются принципом «молчание – золото».


Общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия собеседников, содержанием которого является обмен информацией, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая, – потребности, мотивы, интересы, чувства, – все, что толкает человека к общению.


В учебно-воспитательном процессе выделяют различные стили педагогического общения:


1) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;


2) на основе дружеского расположения:


3) общение-дистанция;


4) общение-устрашение;


5) общение-заигрывание;


6) авторитарный стиль;


7) либеральный стиль;


8) демократический стиль.


Стили основаны на следующих критериях:


А) особенности коммуникативных возможностей учителя;


Б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;


В) творческая индивидуальность педагога;


Г) особенности ученического коллектива.


Язык телодвижений разнообразен во всех его проявлениях. В нашей работе мы рассмотрели зоны дистанций человека в процессе общения, поведения, виды и темпы движений, попытались охарактеризовать наиболее употребительные жесты, мимику, а также жесты, характеризующие правдивость или лживость собеседника. Язык телодвижений способен рассказать нам о собеседнике намного больше, чем его речь. Именно это находит широкое проявление в нашей жизни и может помочь нам во время общения с другими людьми.


Разнообразие телодвижений может быть обусловлено темпераментом и эмоциями, который переживает человек в данный момент времени. Именно они во многом определяют характер телодвижений. Проявления языка телодвижений будет отличаться от других в зависимости от того, какой у человека тип темперамента. Сильные эмоции как бы написаны у нас на лице и при общении мы можем понять, радуется человек или же он грустит.


С помощью жестов и мимики мы понимает людей намного лучше, практическое применение языка телодвижений мы наблюдаем во всех сферах жизни.


В результате проведённой работы мы обнаружили, что интеллектуальная сфера – сложное психическое образование, которое характеризуется следующими показателями: умением учиться, предметными знаниями, внепредметными умениями, познавательными умениями, качеством ума, познавательными процессами, мыслительными навыками.


В характеристике мышления выделяют две её разновидности: саногенное (мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания и соответственно предотвращает заболевания) и патогенное (обыденное мышление, находящееся во власти привычного и автоматизмов, программируемых требованиями культуры).


Наиболее распространёнными способами развития интеллектуальной сферы являются: задавание «бессмысленных вопросов», использование сокровищницы народной педагогики, поиск нестандартных решений, коллекционирование различных парадоксов, использование технологии интерактивного обучения, проведение сократовских бесед, эвристические приёмы активизации творческого мышления, ассоциативные приёмы.


В результате проведённого «мозгового штурма» с учащимися экономического, гуманитарного и физико-математического классов выяснилось, что задавание «бессмысленных вопросов» оказалось более результативным для учащихся физико-математического класса; выполнение заданий по активизации творческого мышления и анализу стихотворения на наличие правды и вымысла оказалось более результативным для учащихся гуманитарного класса.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"