Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Радищев как русский философ

17.06.2011

Радищев – один из первых, может быть первый мыслитель-революционер и демократ в России XVIII – XIX столетий. С него начинается история русской освободительной мысли. Радищев – поистине колоссальная фигура. Он замыкает ряд ранних русских просветителей XVIII столетия (Ломоносов, Новиков и др.) – и в то же время является предшественником революционеров XIX века. Это был мыслитель, титанический образ которого возвышается над целым периодом русской культуры.


С благородной смелостью Радищев проповедовал в конце XVIII столетия ниспровержение рабства и тирании самодержавия. Он был просветителем, но не только просветителем. Он хотел видеть народ культурным и сознательным, но он знал, что только революция принесет народу счастье, принесет и культуру. В своем „Путешествии из Петербурга в Москву“ Радищев выступил как демократ, выступил от лица всего народа против крепостников и правительства, выступил с призывом к народной революции.


Появление Радищева было подготовлено. У него были предшественники в русской литературе и публицистике; мыслители меньшей силы и глубины, но мыслители демократической идейной направленности. Сам он был человеком действия. Центральным произведением Радищева было „Путешествие из Петербурга в Москву“, книга, над которой он работал много лет и которая была делом его жизни. Философские взгляды свои Радищев развернуто изложил в трактате „О человеке, его смертности и бессмертии“. „Мировоззрение Радищева, как оно выражено в первой половине трактата, насквозь материалистично», – пишет исследователь философии Радищева И. К. Луппол; и лишь под влиянием тяжких ударов жизни Радищев „пытался не убеждать, а утешать себя тем, что быть может, существует еще какая-то другая жизнь“.


Вопросы гражданской морали, воспитания, политики освещены в „Житии Ушакова“. Юридические работы Радищева замечательны глубиной и принципиальностью постановки вопросов общественного бытия.


Радищев Александр Николаевич (1749, Москва-1802, Петербург) – писатель, философ. Род. в дворянской семье. Получил начальное образование в частной моек. гимназии и как один из лучших учащихся в 1762 был взят в Пажеский корпус. В 1766 в числе шести лучших учеников был отправлен в Лейпцигский ун-т для получения юридического образования. Несмотря на неблагоприятные условия жизни, Радищев занимался усердно и серьезно, изучая языки, право, историю, естественные науки, философию, особо увлекшись учениями французских просветителей (Гельвеций, Руссо, Мабли и др.). В 1771, вернувшись в Петербург, служил протоколистом в Сенате и вскоре издал свой перевод Мабли «Размышления о греческой истории», в к-ром характеризовал самодержавие, как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В 1773 – 1775 был обер-аудитором (прокурором) штаба Финляндской дивизии. В 1775 получил место в Коммерц-коллегии и был помощником управляющего Петербург. таможни, находясь под покровительством графа А. Р. Воронцова. Продолжая занятия, Радищев в 1790 в домашней типографии отпечатал свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой жестко осудил существующие в России порядки, прежде всего крепостное право, обращаясь со словами предостережения к образованному классу, дворянам-помещикам. Оскорбленная Екатерина II усмотрела в Радищеве «бунтовщика хуже Пугачева». Радищев был приговорен к казни, замененной ссылкой в Илимский острог, его книга была уничтожена и до 1905 запрещена. В Сибири писал стихи, философские трактаты, работы по истории и естествознанию. Трагедия Радищева – лишь эпизод крушения радикально-просветительской мысли после Великой французской революции


Радищев был последним и наиболее блестящим из плеяды мыслителей-энциклопедистов XVIII столетия в России. В этом отношении за его плечами стояла традиция, начатая Ломоносовым и продолженная более скромными деятелями, вроде Я. П. Козельского. Именно эту традицию завершал Радищев, не уступавший в широте своих знаний лучшим людям мировой культуры XVII – XVIII веков. Радищев был хорошо знаком с достижениями науки его времени в области физиологии, химии, физики, анатомии, минералогии, ботаники; он был политико-экономом и юристом по специальности, работал над историческими проблемами, написал обширный и блестящий философский трактат, говорил как знаток об агрономии в „Описании моего владения“ и о теории стиха в „Памятнике дактило-хореическому витязю“.


Но важнее, быть может, то, что Радищев нисколько не был коллекционером знаний. Во всем и всегда, в каждом вопросе и в каждой науке он был все тем же борцом против феодально-крепостнической монархии, энтузиастом революции. Поразительны целеустремленность Радищева и глубоко активное отношение его ко всем вопросам. Он принципиален как мыслитель-революционер, о чем бы он ни говорил. Первое, основное и важнейшее для него – это всегда социально-политические проблемы. В „Путешествии“ он ставит множество других вопросов, – и все под единым углом зрения: он говорит о философии, праве, морали, о бытовых проблемах, о воспитании, об искусстве и литературе. Тем не менее „Путешествие“ – книга, совершенно единая по замыслу и по выполнению.


Политическое мышление Радищева опирается на учение французских просветителей и на Руссо, бывшего первым и основным учителем Радищева в этой области. Как философ Радищев приближается к последовательному материализму и в этом отношении подводит итог работе целого ряда русских мыслителей-вольнодумцев XVIII столетия, учеников Гельвеция и Гольбаха. Однако уже в освоении результатов французской литературы Радищев проявил высокую степень самостоятельности. Он нисколько не пассивный ученик. Он сам – один из плеяды европейских просветителей XVIII века, притом один из наиболее сильных умов в этой блестящей плеяде. Он черпает не только из французских традиций, но и из английской. Наконец, он стремится преодолеть механистичность мировоззрения французского энциклопедизма на основе немецкой философии, английской исторической науки и политической экономии; он строит историческую динамическую концепцию общества, не покидая при этом революционных позиций, завоеванных французскими мыслителями. Но он старается осмыслить историю как закономерный процесс, найти законы ее движения, и этот историзм делает его в ряде вопросов более прозорливым, чем могли быть его французские предшественники.


Своеобразное философское и социально-политическое мировоззрение Радищева выросло на русской почве, хотя и вобрало в себя передовые элементы западной мысли. Именно условия русской действительности заставили Радищева быть не совсем тем, чем был даже Руссо. Именно крепостное рабство русских крестьян заставило его уяснить вопросы революции более отчетливо и шире, чем это мог сделать любой из публицистов Франции XVIII века, даже Мабли. „Путешествие из Петербурга в Москву“ было рупором народного протеста и гнева, в наименьшей мере ограниченного узостью буржуазного кругозора. Мировоззрение Радищева в перспективе исторического развития является как бы предчувствием и утопического социализма и русского революционного народничества XIX века.


Первая, основная задача „Путешествия“ – борьба с крепостничеством, – как Радищев думал, – борьба с угнетением вообще.


Радищев в ряде образов „Путешествия“ стремится показать неправоту, ужас, нелепость, варварство крепостного права. Но он не только хочет воздействовать на эмоциональность читателя, он не только вызывает у него чувство гнева и возмущения. Он доказывает свой тезис рационально. Он использует при этом аргументацию моральную, юридическую, наконец экономическую.


Страницы: 1 2 3 4 5


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"