Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения

19.06.2011

Истоки средневекового мышления восходят к позднеантичной философии. В поздней античности психологические знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии. В них проявился особый интерес к внутреннему миру человека. Прежде в сферу душевных феноменов включались процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, а указания на внутреннюю жизнь как таковую встречались лишь в описании познавательных процессов. Основатель же последней оригинальной системы античности — неоплатонизма — Плотин (205–270) настаивал на необходимости обратиться к внутреннему миру человеческой души. Отличительный признак души он видел в ее своеобразной природе, которая проявляется в знании о себе самой.


Плотин оказал сильное воздействие на Августина Блаженного (354–430) — самого крупного философа эпохи патристики (II–VIII вв.). В этот период происходили оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой неоплатонизм сыграл определяющую роль. Плотин изменил образ мыслей Августина, человек предстал перед ним в ином свете. В своей “Исповеди” Августин утверждал, что по-настоящему проблема всех проблем — не космос, а человек. Принимая платоновское определение, согласно которому человек — это душа, нуждающаяся в теле, Августин через призму религиозной концепции творения, воскресения и воплощения Христа вложил в понятия души и тела новый смысл. Проблема человека интересовала Августина не как абстрактная, а как проблема конкретной личности в ее отдельности и особенности. В учении Августина человек — личность, связанная с Богом, человек — образ и подобие Бога. Не в испытаниях природы и мира, но, углубляясь в душу, мы находим Бога. Будучи образом и подобием Бога, человек обладает волей, которая автономным образом определяет его жизнь. Августин различал две воли — плотскую и духовную. Действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность, она — причина греховных действий. Духовная воля устремлена на жизнь в духе. В процессе осознания несовпадения человеческой воли с Божественной происходит открытие “Я” как личности.


Для Августина воля становится определяющим фактором человеческого существования, все роды деятельности внешних чувств и мышление в своей основе есть волевые акты. Таким образом, среди всех душевных состояний Августин выделил волю, которой приписывал решающую побудительную силу. Признание любого человека личностью явилось прогрессивным достижением Августина. С позиций христианской философии он впервые ясно и четко заявил об уникальности, ценности и свободе личности, ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки.


Главная особенность средневекового периода в человеческой истории заключалась в том, что церковь монополизировала образование и научные знания. В таких условиях философско-психологическая мысль могла развиваться только с религиозных позиций. Все естественное предавалось анафеме. В результате развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Тем не менее некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевой жизни, об обусловленности психических качеств естественными причинами накапливался. Основная заслуга в этом принадлежала таким крупнейшим представителям арабоязычной культуры, как Авиценна (Ибн-Сина) и Аверроэс (Ибн-Рушд). Авиценна (980–1037), наблюдая за нарушениями при ранениях мозга, дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом. Аверроэс (1126–1198) также указывал на теснейшую связь между состояниями сознания и физиологическими явлениями, называя некоторые силы души продуктами телесных органов.


В целом же средневековая психология развивалась в направлении, намеченном Плотином и Августином Блаженным, все более приобретая этико-теологический характер. Полагалось, что мир создан Богом через Сына и ради Сына, и потому все внимание человека было вынесено за пределы человеческого и направлено исключительно к Богу.


В эпоху схоластики (XI–XIV вв.), когда христианские догматы под огромным влиянием философского наследия Аристотеля получили законченное рациональное оформление, изучение душевной жизни также осуществлялось в рамках богословских задач. Эти задачи пытался разрешить великий систематизатор схоластики Фома Аквинский (1226–1274).


Начиная с Фомы Аквинского полагалось, что Бог создал мир не ради славы своей, а для славы человека не затем, чтобы наслаждаться, а затем, чтобы беседовать со своим творением, ибо Слово нуждается в ответном слове, которое требует всего человека. Поэтому, хотя душа самосуща и нематериальна, она получает окончательное осуществление в плоти. Тело свято, как свята душа.


Фома Аквинский (Аквинат) понимал, что философия Платона, которой придерживались Плотин и Августин Блаженный, могла привести к противопоставлению духа и природы, в котором природа выступает как злое начало. Платон, обожествляя душу, сводил тело к темнице и понимал единство души и тела как что-то эпизодическое и негативное. Души отдельных людей стремятся к единому общему разуму, в котором они сливаются. Такая позиция вела к отрицанию личного бессмертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству. Поэтому Фома Аквинский обратился к первому и наиболее глубокому критику Платона — Аристотелю, который реабилитировал единство души и тела, рассматривая его как соотношение формы и материи. Однако, следуя за Аристотелем, он внес изменения в учение о материи и форме.


Душа для Фомы Аквинского выступает формирующим принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи, поэтому она неуничтожима. Однако наряду с чистыми формами в бестелесном мире существуют формы, воплощающиеся лишь в материи. Так, растительные (вегетативные) и животные (сенситивные) функции души реализуются только в теле для деятельности в земной жизни. Человеческая (разумная) душа, с одной стороны, будучи низшей из чистых, бестелесных форм, является бессмертной, а с другой стороны, как высшая из форм, нуждающихся в материи, выступает принципом всей органической жизни. Благодаря этому предназначение и призвание человека состоит в том, чтобы соединить в себе естественное и сверхъестественное, земное и божественное. Об этом свидетельствует процесс познания, который не есть чисто духовный процесс. К Богу, познанию истины можно идти двумя путями: путем веры, откровения — это короткий, непосредственный путь, и путем разума, науки — это длинный путь. В познании истины посредством разума различаются два уровня. Первый уровень образует познание через органы чувств, посредством которых открываются внешние свойства отдельных вещей. Второй уровень познания — интеллектуальный. Интеллект не является актом какого-либо телесного органа, через него познают сущность вещей. Интеллект расширяет человеческое познание, превышает ощущение, так как может воспринимать вещь обобщенно, в ее родовом естестве. Разум от фактов, ощущений приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства.


Фома Аквинский ввел принцип единства человека, в котором отчетливо проступает примат личности над видом. Философ утверждал, что человека надо изучать всего целиком, т. е. в единстве души и тела. Он говорил, что труп (тело) — это не человек, но и привидение (дух) тоже не человек. Человек — это личность. Личность означает то, что есть самое совершенное во всей природе. Аквинат призывал жить в реальном мире, в единстве с природой, которая, будучи творением Бога, есть доброе начало, и стремиться к земному, а не только к райскому блаженству.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"