Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Развитие психологии через сближение с практикой

19.06.2011

В середине XIX в. произошли крупные сдвиги в развитии физиологии и биологии. Открытия в этих областях знания подготовили условия для выделения психологии в самостоятельную науку. Особую роль в становлении современной научной психологии сыграло использование ею заимствованных из физиологии нервной системы и органов чувств экспериментальных и количественных методов исследования. Психологическое знание в своем развитии стало ориентироваться на физиологию. Исследования центральной нервной системы способствовали развитию представлений о материальных основах психики и поставили проблему соотношения психического и физиологического.


Вопрос о зависимости психических явлений от анатомии и физиологии мозга заинтересовал австрийского врача Ф. Галля (1758–1829). Он создал во многом умозрительную, но приобретшую огромную популярность теорию — френологию. Галль установил связь строго локализованных способностей человека со строением его черепа. Он создал специальные карты мозга, на которых для каждой способности указывается особый орган. Считалось, что, ощупывая череп, по его выпуклым формам — “шишкам” — можно определить, насколько развиты у человека ум, память и другие способности. Френология, несмотря на свой умозрительный характер, подтолкнула к экспериментальному изучению локализации психических процессов в головном мозге.


Французский физиолог, основатель экспериментальной физиологии мозга П. Флуранс (1794–1867), удаляя отдельные участки мозга у птиц, обнаружил, что основные психические процессы являются продуктом головного мозга как целостного органа. Поэтому при частичном повреждении мозга наблюдается взаимозамещаемость его функций. Это открытие послужило отправной точкой в исследованиях по нейропсихологии уже в XX в.


Изучение строения спинного мозга позволило врачам И. Прохазке (1749–1820), Ф. Мажанди (1783–1855) и Ч. Беллу (1774–1842) сделать открытие о различиях между сенсорными и двигательными нервами. Благодаря этому открытию философская гипотеза Декарта о рефлексе стала опытно проверенным фактом. Суть открытия состояла в том, что путем раздражения корешков спинномозговых нервов было установлено: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние — чувствительные нервы. При раздражении окончания сенсорного нерва импульс переходит с этого нерва через нервный центр в спинном мозге по двигательному нерву к мышце. Так было установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги.


Эксперименты, проведенные немецким физиологом Э. Пфлюгером (1829–1910) по изучению адаптивного поведения позвоночных, показали ограниченность понимания схемы рефлекса как дуги. В опытах Пфлюгера у обезглавленной лягушки рефлексы в различных условиях изменялись: на столе она ползала, а в воде плавала. Эти опыты свидетельствовали о том, что приспособительные действия лягушки нельзя свести к простой механической связи нервов, их причиной является взаимодействие животного с окружающим миром. Таким образом, Пфлюгер подошел к открытию психической, а не физиологической обусловленности активности живых существ.


Другой немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1858), изучая нервные окончания органов чувств, разработал теорию, согласно которой каждый из пяти видов нервов и соответствующих органов чувств имеет свое специфическое качество, свою специфическую энергию. Это значит, что качество ощущений, причиной которых является внешнее воздействие на органы чувств, зависит только от природы соответствующего нерва. Так, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.


Если Мюллер определил причинную зависимость ощущений от их нервного субстрата, то профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Э. Вебер (1795–1878) экспериментально установил постоянную для каждого органа чувств величину изменения силы раздражения, при котором субъект замечает различие в ощущении. Для того чтобы проявилась разница в зрительных ощущениях, отношение нового раздражителя к исходному должно составить 1/100, для слуховой чувствительности это отношение выражается величиной 1/10 и т. д.


Выдающийся вклад в психологию восприятия и ощущений сделал немецкий ученый Г. Гельмгольц (1821–1894). Изобретя в 1851 г. офтальмоскоп, с помощью которого можно было исследовать глазное дно, Гельмгольц приступил к изучению зрения и психологических феноменов, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Ученый провел следующий опыт: между глазом и объектом он поместил призмы, искажающие восприятие объекта. Оказалось, что посредством различных приспособительных движений мышц организм стремится восстановить адекватный образ этого объекта. Опыт показал, что возникающие зрительные ощущения порождаются причинами, скрытыми не в устройстве организма, а вне его.


Заслуживает внимания работа Гельмгольца по измерению времени реакции. Экспериментальные исследования свидетельствовали, что все процессы в нервной системе протекают с определенной, доступной измерению скоростью. Скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно 120 м/с. Из исследований Гельмгольца следовал вывод о том, что психические процессы, будучи неотделимы от нервных, совершаются во времени и пространстве.


Свое дальнейшее решение проблема определения скорости реакций получила в работах голландского физиолога Ф. Дондерса и австрийского физиолога З. Экснера, которому и принадлежит термин “время реакции”. В исследованиях Ф. Дондерса (1818–1889) свое развитие получила новая область психологии — психометрия. Разработанная Дондерсом методика исследования скорости протекания психических процессов доказывала, что психический процесс, подобно физическому, может быть измерен. Психометрия способствовала материалистическому пониманию психики и разрушала веру в мгновенно действующую душу.


Благодаря работам Вебера и Гельмгольца капитальную разработку получили такие органы чувств, как осязание, слух и зрение. А открытая Вебером возможность измерения в психологии была осуществлена не только психометрией, но и психофизикой, основоположником которой стал немецкий ученый Г. Фехнер (1801–1887). Он определил психофизику как науку о закономерном соотношении между психическими и физическими явлениями, между душой и телом. Свою главную задачу Фехнер видел в измерении ощущений. Средством измерения он избрал измерение интенсивности физического раздражителя. Исходя из точных математических вычислений, ученый сформулировал основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Этот закон стал образцом применения точных методов в психологии. Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии.


Страницы: 1 2 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"