Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Русские мысли» в поэзии Н. А. Некрасова

16.06.2011




Каждому из нас с детства знакомы стихи и поэмы Некрасова. Все свое творчество он посвятил народу, его мыслям, мечтам, и чаяниям. Его проникновенные стихи пронизаны любовью к России, ее природе, простому русскому труженику, они прославляют нравственную красоту женщины-крестьянки и призывают к возрождению духовных сил народа. В поэзии Некрасова «русская мысль» о доле, о несправедливости окружающей жизни слышны почти в каждом стихотворении.





Стремясь понять и себя и психологию людей своей среды, поэт вспоминает о своем детстве в стихотворении «Родина» (1846 г.). Само название этого произведения навевает





образы родного уголка, где прошло мое детство, где я выросла. Читая начало стиха





«И вот опять знакомые места…», все так и кажется, но это лишь начало. Лирический





герой в лице самого автора начинает невеселый рассказ о своей жизни в темном,





темном» саду. Все стихотворение похоже на крик души, горькое отчаянье, плач человека,





который был вынужден жить там, где было суждено мне божий свет увидеть», «где





рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов».





Автор совсем не рад, что появился на свет именно в семье помещиков -крепостников, где жил в атмосфере «разврата грязного и мелкого тиранства». С горечью и тоской вспоминая





и своем детстве, Некрасов жалеет, что «так рано отлетел покой благословенный». Из





безрадостных своих «воспоминаний дней юности…» поэт вынес светлый образ





любимой матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда» – отец Некрасова. Поэт уважал





свою мать и видел в ней прекрасную, упорную и гордую женщину. Тяжела была доля русских женщин в крепостнической России. «В молчании рабы несла она свой жребий», но все же ей «достало сил» достойно прожить эту нелегкую жизнь. Именно она, мать





поэта, сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству.





Некрасов также с нежностью вспоминает о своей сестре, «делившей со страдалицей безгласной и горе и позор ее судьбы ужасной». «Тебя уж также нет…» – печально восклицает поэт. И я слышу в этих словах жгучую боль и тоску, так блестяще изображенную в стихах. «Гонимая стыдом» из отцовского дома, отдав свой





«жребий» «тому, которого не знала», сестра поэта лишь повторила «печальную





судьбу» своей матери. Увидев мертвую улыбку дочери, невольно содрогнулся и сам





«палач», в сердце которого еще, видимо, сохранилась крохотная частица жалости.





Ничто не радует Некрасова в его воспоминаниях: ни «серый, старый дом», в котором «что-то всех давило», ни темный сад, ни облики родных, боявшихся «восстать против





судьбы». Лишь лучиком света пробегает в памяти няня, чье имя вызывает у поэта слезы





умиленья. Ее «бессмысленная» доброта отчасти скрашивала тяжелые годы детства





Некрасова.





Заканчивает поэт стихотворение уже с другой интонацией. Голос его звучит без сожалений и грусти, он полон «враждой и злостью новой…». Свое обвинение в поруганном детстве и «подавленных страданиях» своих близких Некрасов





выдвигает не только к отцу-тирану, который «всех собой давил», зато «свободно и





дышал, и действовал, и жил…». В его стихах чувствуется широкое обобщение. Ведь такая





горькая жизнь была не только в родном доме отца Некрасова, так жили многие помещики-крепостники, бесчинствуя в своих правах. Недаром поэт говорит не «жизнь отца», а «жизнь отцов моих…». Здесь просматривается преемственность поколений в обычаях и нравах русской жизни.





Читая стихотворение «Родина», мы видим в нем и автобиографическую исповедь поэта, и его «русские мысли» о судьбах наших женщин, о помещичьих нравах «бессмысленного





чванства», о тяжелой доле «подавленных и трепетных рабов».





Слова, обозначающие тему моего сочинения, взяты из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»:








…Все, все настоящее русское было,





С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,





Что русской душе так мучительно мило,





Что русские мысли вселяют в умы,





Те честные мысли,





Которым нет смерти – дави не дави,





В которых так много любви! -








Я думаю, это и многие другие стихотворения объединяет глубокое сочувствие поэта к русскому крестьянству, широкое знание народной жизни во всех ее проявлениях, независимо от социальных прослоек.





Создавая в своих произведениях правдивые картины жизни, поэт Некрасов всегда мысленно был с русским народом, с его мечтами о счастье, о доле и свободе. Эти истинно русские мысли стали мотивом всего творчества великого поэта России.


Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.


Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.


В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших «гражданский сан» самым высоким.


Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама — одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:


Вчерашний день часу в шестом.,


Зашел я на Сенную;


Там били женщину кнутом,


Крестьянку молодую.


Ни звука из ее груди,


Лишь бич свистал, играя,


И Музе я сказал: «Гляди!


Сестра твоя родная».


Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.


В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.


«Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы», — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.


«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.


«Какое время наступило», — с воодушевлением говорит он.


Гражданин считает, что долг каждого перед обществом — не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.


«Громи пороки смело», — призывает Гражданин Поэта.


Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности.


Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения — идейный спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться


… в годину горя


Красу долин, небес и моря


И ласку милой воспевать.


Афоризмом стали некрасовские строки:


Поэтом можешь ты не быть,


Но гражданином быть обязан.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"