Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Рыльский: Откуда набрался он силы

9.06.2011

В поэме «Сашка» (1927-1928) Рыльский стремится создать образ активного борца за победу. Герой поэмы – рабочий подросток Саша – типичный представитель трудового народа («таких не сто и не двести – непреодолимый океан»). Есть основания полагать, что образ Саши – нового героя в творчестве поэта – появился под значительным влиянием мнений и взглядов М. Горького. В статье «Заметки читателя» (1927) Горький критикует тех писателей, которые проявляют преувеличенное внимание к «ветхому Адаму», к человечку вчерашнего дня, засоренного мелкими грешками, и выражает мнение, что героем советской литературы должен быть новый человек, «Прометей, похититель небесного огня и враг богов». В одной из глав поэмы «Саша» Рыльский в духе Горького называет Цезарей и Наполеонов «убийцами в лавровых венках». Он утверждает бессмертие героев, как мифический Прометей, посвятивший свою жизнь освобождению человечества: «И только тот, который крадет не раз еще огонь небесный… И умрет – и встанет – и воскреснет… На смену славным – неведомые: На смену шпагам – молотки» («Звук и отзвук»).


«Неизвестные» ранее рядовые люди приходят в творчество поэта вместо «прославленных» завоевателей Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона. Следовательно, происходит художественная переоценка ценностей. Поэт вводит в мир прекрасного образы рядовых людей труда. В это время в его творчестве появляется образ моста как символ единения поэта с народом, которому он стремится служить своим Благовестным словом. Если в предыдущих книгах Рыльский изображал жизнь как сторонний наблюдатель, то в книге «Знак весов» он изъявляет желание быть «рядовым воином» в рядах строителей социализма. В стихотворении «Декларация обязанностей поэта и гражданина» Рыльский в духе Маяковского («Я всю свою звонкую силу себя отдаю, атакующему классу») заявляет, что поэт обязан поставить свое творчество на службу народу. Если в книге «Звук и отзвук» (1929) поэт стремился песней проложить мост к народу, то теперь он вместе с советскими людьми возводит путь к социализму. Освоение советской жизни в поэзии Рыльского этого времени показывается в упорных поисках новых образов и художественных средств. Поэт видит «ласточки на телеграфных проводах», и это сочетание ему представляется как прообраз будущего, как «ясностью окрыленная жизнь». В своих размышлениях о человеческом счастье поэт приходит к глубоким и правильным выводам. В обществе и природа, и культура будут служить человеку – носителю энергии, преобразующего мир: « И для тебя, племя земное И звезды будут гореть, и домны» («Ласточки»).


Идея гуманизма – «все на земле для человека» («навострили топоры звонкие мы») –конкретизируется в тех стихах сборника «Знак весов», где изображается героический коллективный труд советского народа. Правда, во многих стихотворениях книги «Знак весов» еще нет образа простого человека, социалистическое строительство изображается как прекрасная музыка коллективных усилий народа. И только в отдельных произведениях появляются индивидуальные образы. Так, в образе «грязного, чумазого, веселого тракториста», что «будит сонных и непутевых зовет» («Так облачко набежит»), Рыльский наметил черты нового человека эпохи социалистического строительства с новым отношением к труду, к своей обязанности перед народом.


Позитивной оценки заслуживает в сборнике «Знак весов» лиро-эпический цикл «Портреты», состоящий из стихов о Шевченко, Франко, Бетховене. Максим Рыльский – великий мастер в создании лирических портретов выдающихся людей, особенно деятелей культуры. Вот характеристика Ивана Франко: «Сын кузнеца, Иван рыжеволосый, Рыбалко и мудрец, поэт и каменщик…». По выражению поэта, Франко «имел высокий дар гнет ненавидеть и народ любить босой». Но не всегда Максиму Рыльскому удавалось найти для воспроизведения новой жизни и новые художественные образы и средства. Да, далеки от народного представления сравнения Днепрогэса с мифическими героями Гераклом и Тесеем. Не передает величие Днепрогэса и сравнение его с огромной свечой. В цикле «Днепр», о котором говорится, немало архаизмов: Борисфен (вместо Днепр), комоны (вместо лошади) и т. д. Поэтическая форма иногда отставала от нового содержания, не отвечала ему. Все это глубоко волновало поэта: «Новая жизнь нового требует слова, А где найти, как дать кровь и плоть?» («Новая жизнь»).


В персонифицированных образах августа и сентября, что «скрестили длинные шпаги не смертельные» (первый стих), изображена борьба между летом и осенью. Главный образ этого стихотворения – медовая земля. Такой стала Украина, вся наша страна в эпоху социализма. Образ медовой земли, навеянный поэту народным творчеством (в частности сказками), воплощает мысль, что в советское время превратились в действительность вековые мечты трудящихся. Второе стихотворение можно сопоставить (по контрасту) со стихом Т. Шевченко «И золотой ее дорогой», в котором великий поэт с болью писал о судьбе мальчика-сироты в крепостническом обществе: «Мне кажется, что никогда он не увидит свободы, святой воленьки» . Рыльский тоже думает о судьбе «мальчиков бывших». Потом его размышления уходят в будущее сельского мальчика-пастушка, которого он видит из окна вагона. В раздумьях поэта звучит любовь к социалистическому строю, который дал возможность трудящимся развернуть свои способности, выявить таланты:


«И думал радостно, что, может, это с коричневыми ногами пастушок водить в даль вскоре шумные поезда, Дороги будет прокладывать ровные, Сквозь наши свободные поля, Сам ветром, молнией, огнем Зеленые разрывает пространства».


В творчестве Рыльского сравнительно часто встречается этот жанр («Мосты», «Потомок» и др.). В стихах-размышлениях поэт чаще пользуется белым (нерифмованным) стихом. Белый стих, написанный пятистопным ямбом, приближается к разговорной речи. Здесь же, можно спросить учащихся, знают ли они стихи-размышления Шевченко («И золотой дорогой»), Леси Украинский («Когда устану я от жизни ежедневной», «Дым»). В образе деда-изобретателя (третье стихотворение цикла) показаны большие творческие силы народа, разбуженные к жизни революцией. Дед изобрел простой прибор, «чтобы уничтожать прозрачных разбойников» (вредных луговых мотыльков). До революции над ним только смеялись.


Любовь к родине, говорил М. И. Калинин, «… показывается у разных людей в самых разнообразных формах. Надо у каждого человека найти и показать эту любовь, выразив ее не умозрительно, а конкретно». В литературе и искусстве украинского народа есть много произведений, в которых любовь к родине воплощена в пейзажных образах и картинах. Яркими примерами являются «Завещание» Т. Шевченко, М. Коцюбинского, «Веснушки» П. Грабовского, ряд стихотворений И. Франко, Леси Украинки, П. Тычины и многих других. Рыльский тонко чувствует красоту родной природы, художественным словом умеет нарисовать яркую пейзажную картину. Вторая строфа стихотворения – это локальная (местная) зарисовка богатой осени, цвета, аромат и звуки которой впитывает, видит и слушает поэт-охотник. Здесь следует напомнить, что Максим Рыльский не раз сравнивал труд поэта с трудом охотника-следопыта. Так, еще в сборнике «Сквозь бурю и снег» он писал: «Как охотник осторожный, зверобойных долголетний, Поседевший следопыт прилегает теплым ухом Чтобы услышать шум далекий К ласковой земле, Так и ты, поэт, слушай Голоса жизни человеческой, Новые ритмы лови…» («Как охотник осторожный»).


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"