Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания личности

17.06.2011

Семья является начальной структурной единицей общества, в которой закладываются основы воспитания личности. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у человека представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.


Современная семья – это основанная на браке или родстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (или сложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе и связанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов, образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьи входят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однако любой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность ее членов.


В совместной жизнедеятельности членов семьи реализуются следующие функции:


Репродуктивная — рождение детей;


Хозяйственно-экономическая — ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;


Нравственно-психологического обеспечения — создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально-психологическая поддержка каждого члена семьи;


Коммуникативная — организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;


Рекреативная — организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;


Воспитательная — создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей).


Характер семейного воспитания изменяется в различные периоды жизни человека. Так, если в дошкольном возрасте семья играет исключительно важную роль в реализации материальных, духовных, познавательных потребностей ребенка, а в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, то на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для подростка большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.


Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.


К общим особенностям семейного воспитания относятся:


1. Непрерывность, устойчивость и систематичность формирующих факторов семейного воздействия.


2. Воспитание в семье основывается на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности.


3. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности, способствуют духовному обогащению каждого члена семьи, передаче и усвоению опыта.


4. Взаимная направленность формирующих воздействий, т. е. влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот (дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего образа жизни, поведения, привычек).


5. Создание благоприятных возможностей для учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого члена семьи.


6. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.


Семейное воспитание имеет ряд общих задач и принципов.


Важнейшими принципами семейного воспитания являются:


- гуманность и милосердие;


- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;


- открытость и доверительность в отношениях с детьми;


- последовательность и реалистичность в требованиях;


- оказание посильной помощи детям, готовность отвечать на их вопросы.


К основным задачам семейного воспитания относятся:


1. Создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка;


2. Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;


3. Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;


4. Приобретение детьми полезных прикладных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким;


5. Воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности собственного “Я”.


Семейное воспитание охватывает все направления воспитательной работы: умственное (интеллектуальное) воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. При этом очень важно, чтобы семейное воспитание не противопоставлялось школьному воспитанию, а дополняло его.


Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания. Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияние семьи на формирование личности ребенка реализуются в общении и совместной деятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия (материальные, жилищные и др.), нравственно-психологический климат и стиль взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическое воздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательной активностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых, педагогической культурой взрослых (их умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность).


Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX — начала XX в. П. Ф. Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать “идеально нормальной личностью”. К этим условиям от относил прежде всего атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.


Важным условием Лесгафт считал наличие в семье высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше всего эту роль выполняет мать-женщина, которая пользуется уважением в семье.


Необходимым условием семейного воспитания считается регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать эту работу в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель.


Важно обеспечить гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок и музыки должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.


Непременным условием семейного воспитания П. Ф. Лесгафт считал принцип постепенности и последовательности. На практике это означает, что ребенку должны поручаться только те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям и появится лень.


Воспитательный потенциал семьи в значительной мере определяется ее типом. Существуют различные классификации семей не только по составу, но и по типу взаимоотношений в них. Так, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальные, средние и негативные (или скандально-раздражительные).


М. И. Буянов различает такие типы семей, как гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания.


Однако наиболее четкую классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала предложил Г. М. Миньковский, который выделял по этому признаку 10 типов семей:


Воспитательно-сильные;


Воспитательно-устойчивые;


Воспитательно-неустойчивые;


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"