Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Символичность названия романа Олеся Гончара «Собор»

15.06.2011

Олесь Гончар – сознательный и мыслящий сын своего народа, а потому и активный участник его живой истории, помня, что история – «… это не только седое прошлое, но и противоречивая, полная драматизма современность и что эту историю нынешнего дня необходимо творить вдумчиво, с ответственностью перед будущими поколениями». Опубликованный впервые в 1968 году «Собор» своим публицистическим, страстным пафосом призывал читателей задуматься над значением духовных начал в человеческой жизни, исторической памяти, культурном наследии народа. В то же время роман привлекал внимание к таким серьезным негативным явлениям в нашей жизни, как бездуховность, нравственное браконьерство, бюрократизм. «Собор» – это роман вопросов, искать ответы на которые писатель и призывает читателей. Как быть настоящим? Обогащается ли духовно современный человек? Как жить, чтобы не потерять соборы своих душ? Хочет автор узнать, откуда у некоторых современников появилось неумение уважать свой народ, любить своих близких, почему исчез дух вольности и патриотизма, который был присущ борцам за свободу и счастье украинского народа.


В «Соборе» есть несколько образных явлений, которые вырастают до уровня символа. Это монумент Титана, урочище Скарбное и, конечно же, казацкий собор, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор одновременно является и воплощением высокого духа народного. Собор предстает в романе как чудо совершенства народной архитектуры, как памятник исторического прошлого народа. В романе собор стал эпицентром конфликта между людьми, между духовностью и бездуховностью.


О чем бы ни писал Олесь Гончар, он видит собор, прежде всего, как величие духа, как мерило совести, как упрек стяжателям. В воображении Николая Баглая собор предстает в одном ряду с нерукотворными ценностями, потому что парень считал, что есть в соборе свободный дух, любовь, непокорность. А это те человеческие черты характера, без которых нельзя сохранить, невозможно построить государство, стать свободной и независимой страной. Недаром, писатель призывает беречь соборы своих душ. Такие, как братья Баглай, Изот Лобода, хранят их, не позволяют их калечить.


Считаю, что роман «Собор» – это завещание нам, современникам, ценить красоту, быть духовно богатыми и щедрыми на добрые поступки.


Значительным творческим достижением Олеся Гончара является воссоздание красоты духовного мира его героев на страницах романов, повестей, рассказов и новелл. Авторское восхищение героями в их любви к Родине, глубокой верности в дружбе и любви наблюдается уже на первых страницах романа «Знаменосцы».


Богатый внутренний мир героев трилогии, их гуманизм и благородные порывы сразу же берут в плен читателя. «Все, все мы отдадим тебе Родина… Все! Даже наши сердца… И кто не изведал этого счастья, этой… красоты верности, тот не жил по-настоящему». Эти слова Брянского незадолго до его смерти подчеркивают образ духовно богатого человека; юноши, который трогает романтической верностью любимому, друзьям, Родине; мудрого командира, имя которого живет среди солдат даже после его смерти. Благодаря богатому внутреннему миру, его имя осталось для воинов символом отваги и красоты. К нему шли за советом, моральной поддержкой, ему открывались в самом сокровенном. В полку Самиева принадлежность к роте Брянского считалась наградой. Богатство духовного мира, нравственное совершенство, патриотический долг объединяет с Юрием Брянским Шуру Ясногорскую, Евгения Черныша, молодого бойца Гая и других персонажей произведения.


Образ Шуры Ясногорской наделен в романе сиянием нравственной чистоты, задушевностью, лиризмом. Поражает ее красота верности, соединенная с глубоким осознанием долга перед Отечеством. Своим высокоморальным поведением, верностью в любви, умением сострадать Шура заслужила себе высочайшее уважение и почтительное отношение воинов. Они оберегают ее, окружают всегдашней заботой. «Верная», – называют ее бойцы между собой, и героиня не разочаровала их своим поведением. Полное понимание поведения Шуры однополчанами показывает Олесь Гончар, когда зарождается любовь Ясногорской и Черныша.


Героя романа-трилогии Евгения Черныша характеризует строгая требовательность к себе и к своим подчиненным, самоотверженное выполнение воинского долга и постоянная готовность прийти на помощь боевому побратиму. В произведении привлекает то, что строгая требовательность и доброта офицера Черныша не исключают друг друга, а наоборот, идут в паре. Трогательными до сентиментальности являются его воспоминания о матери, которая «сидит перед репродуктором, ожидая отца с работы, и слушает вести из эфира, накинув теплую шаль на худенькие плечи, и хочет услышать о своем Жене..».


Захватывает в произведении поступок Романа Блаженко, который в окруженном немцами поместье готовится погибнуть смертью героя, хотя ему трудно осознать, что жена останется вдовой, а дети – сиротами.


Во время сражений и армейских переходов изменяется Хома Хаецкий. Растет его отвага и чувство ответственности. Подвиги, стойкость, преданность делу, человечность, доброта, глубокие чувства любви, о которых говорится в «Знаменосцах» вызывают удивление и восхищение, несмотря на идеологическую нагрузку произведения.


В других исторических обстоятельствах раскрывают свой духовный мир герои романа «Собор». Их не беспокоят взрывы войны. Но беспечной жизни героев назвать нельзя. Проблемы, которыми живут жители Зачиплянки, связаны с духовным состоянием общества 60-х годов. Они развиваются вокруг собора, построенного «после разрушения Сечи, в потемкинские времена, поверженными запорожцами». Им тогда была «сабля выбито из рук, но из сердца не выбиты дух свободы и жажда красоты». «Гордая поэма степного зодчества», которая стала символом в произведении, входит в жизнь каждого героя. Чем будет собор для следующих поколений? – Рассуждает студент Николай Баглай. Для него лично – это только красота, «музыка сфер» через века, это ощущение Родины, это ответственность за все происходящее вокруг собора с людьми, с природой, с городом. В образе Лободы автор показывает человека умного, сообразительного, но отставшего в своем духовным развитии. Он не понимает, что прошлое – твердая почва для будущего, основа его духовности. Поэтому неудивительно, что своего отца, бывшего знаменитого сталевара, с легкой душой он отдал в дом престарелых. Закономерными в романе являются вопросы Шпачихи к карьеристу Володьке: «Где твоя совесть – в груди или в сейфе на замке?». Николай Баглай и Володька Лобода – два противоположных берега. На одном из них – поэтический мир, бессмертная красота и сила национального духа, а на другом – духовная нищета.


В романе явно прослеживается закономерность: кого притягивает собор, тот видит смысл своей жизни в честном труде, верной любви, надежной дружбе. Такими персонажами являются Верунька и Иван Баглай, фронтовичка Леся Фоминична, ее отец – учитель Фома Романович. Тревога за сохранение красоты для будущих поколений пронизывает архитектора, сына военкома, который считает, что к разрушению ценностей старины причастны все, кто стоит в стороне. «Тупые убийцы красоты, – считает он, – разрушили Десятинную церковь, Михайловский-Златоверхий…». Интуитивно почувствовал необходимость сохранить красоту военком, когда, освобождая город, командовал: «По тому – не бить».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"