Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Специфика педагогического общения

18.06.2011

Общение принято рассматривать как процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми и социальными группами, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, умениями и навыками, а также результатами деятельности.


Общение является важнейшим условием формирования и развития личности.


Педагогическое общение — это общение педагога с учениками в целях осуществления учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения происходят передача и усвоение социального опыта и осуществляется социализация личности.


Однако педагогическое общение не сводится только к простой передаче общественного опыта и определенных знаний. В педагогическом общении особенно важна оценка педагогом передаваемых знаний, ибо она оказывает большое влияние на восприятие информации, на формирование у учащегося определенного уровня притязаний, самооценки и отношения к учению.


Поэтому в процессе педагогического общения педагог должен представлять себе, как он воспринимается учащимися. Эту способность принято называть в социальной психологии рефлексией. Одним из перспективных способов обучения общению, адекватному восприятию и пониманию других людей является специально организованный тренинг — сенситивный.


Поскольку познание всегда опосредованно деятельностью и человек может добиться успехов в познании других и своего “я” через активное участие в совместной коллективной работе, все большее место в педагогическом общении отводится активным методам обучения: дискуссиям, деловым играм, анализу конкретных ситуаций и т. п.


Педагогическое общение выполняет несколько функций. Прежде всего в процессе общения выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, т. е. достигается взаимопонимание.


Кроме того, общение способствует раскрытию личности, ее самосознанию. Общаясь с другими людьми, человек анализирует отношение других людей к себе, обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность путем самовоспитания. И, наконец, общение может стать формой совместного творчества, в процессе которого люди познают и преобразуют окружающий мир.


Педагогическое общение способно содействовать стремлению личности обучающегося к реализации своей социальной роли, своих организаторских и других качеств.


Общение можно классифицировать по различным признакам.


1. По составу участников:


Межличностно-деловое и личное общение в системе человек — человек;


Личностно-групповое в системе человек — группа;


Межгрупповое общение в системе группа — группа.


2. По степени определенности:


Непосредственное, т. е. общение “лицом к лицу”;


Опосредованное, т. е. общение, осуществляемое либо через третьих лиц, либо с помощью технических средств (обучение при помощи компьютеров, средств связи и т. п.).


3. По продолжительности: краткосрочное и длительное общение.


4. По завершенности: законченное и незаконченное (прерванное) общение.


В психологии общение обычно рассматривается как процесс, в котором выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.


Коммуникативная сторона общения подразумевает обмен информацией между субъектами общения. Интерактивная сторона общения предполагает построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, но и действиями. Перцептивная сторона общения — это восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.


Общение как коммуникация подразделяется на вербальное (речевое) и невербальное (неречевое).


Вербальное общение может быть внешнее и внутреннее. Внешнее вербальное общение в свою очередь подразделяется на устное (монологическое и диалогическое) и письменное.


Невербальное общение — это прежде всего кинетическое, паралингвистическое и экстралингвистическое. Кроме того, различают проксемическое и визуальное невербальное общение. Проксемическое общение предусматривает размещение партнеров по общению в пространстве во время общения. Визуальное общение — это информационный контакт с помощью глаз.


В процессе педагогического общения реализуются средства и методы педагогического воздействия на личность.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"