Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Тема исторической и национальной памяти в романе «Собор» Олеся Гончара

15.06.2011

«Собор» (1968) выделяется в наследии писателя жгучестью поставленных проблем и своеобразным их художественным воплощением. В центре произведения Олесь Гончар поставил судьбу украинского, нации и судьбу духовного начала в жизни общества.


Как когда-то Шевченко стремился пробудить совесть земляков вспышками поэтической мысли, так Олесь Гончар постучал в сердца своих современников, напоминая им о родословной, о древнейшей истории, о духовной связи между поколениями, о существовании украинской нации. На первых страницах романа писатель рисует старинное кладбище в Зачиплянке, засоренные бугорки земли, «над которыми когда-то темными ночами якобы вставали фосфорические силуэты предков… Сейчас не встают, а когда якобы вставали, пугали людей… Кто они были те кто вставал? Запорожцы с копьями? Первые металлурги, и отчего вставать им – тесно лежать в земле ли подмывало их желание посмотреть на нынешнее?». Запущено кладбище, запущена память о казачестве, о славной Запорожской Сечи, о национальных святынях. Возможно, по мнению писателя, этот заброшенный погост и символизирует то реальное настоящее, на которое уже не хотели смотреть покойные предки. Дух Украины, который всегда витал над южной степью, отзываясь колоколами Киева и Львова, будто был усыплен, кем-то пленен, певучая речь сменилась базарным суржиком, и мало кто верил в волшебную силу щепотки родной земли. К ним, отчаявшимся и все же тайно чего ожидающих, обратился со своим произведением Олесь Гончар.


«Самое передовое в мире общество» с самого рождения заболело тяжелой духовной болезнью: лицемерием, фарисейством, сплошной фальсификацией, бескультурьем. Просто удивительно: почему у нас люди такие злые? Откуда эта злоба, презрение, неприязнь к другим? Желание оскорбить, унизить человека, ближнего – это, конечно, патология, но почему она так распространена? – Рассуждает металлург Иван Баглай, вернувшись из Индии.


Олесь Гончар поднимает острую проблему равнодушия и инертности масс ко всему тому злу, которое творится в обществе. К протесту способны только такие, как студент Николай Баглай или Изот Лобода. Десятилетия национального нигилизма воспитали такого партийного деятеля и функционера, как Володька Лобода. Он усердно уничтожал все, что называется духовным достоянием народа, его историческим и культурным наследием. Это он предложил взять собор в леса. Его мысли и действия как бы «в русле эпохи», однако направлены против национальных ценностей, исторической памяти: «Сколько бьемся, скажем, над теми современными обрядами, скольких замучили, а они, как сговорившись, предлагают тексты – за голову возьмешься: один фальшивый, а второй еще фальшивее, тогда еще и удивляемся, почему некоторые отсталые труженицы и даже женщины руководящих товарищей, куличи святят или берут кумовьев и тайком детей крестить несут…».


Важными для идейного замысла произведения являются образы Елькиных подруг, которых не интересует национальная святыня (собор), их души оглохли и одичали, пустовали и почти не тронуты знаниями, любовью, уважением. Все-таки Николай Баглай не хочет верить словам скептически настроенного технократа Геннадия о том, что «святости исчезают из жизни и на их место все больше вторгается цинизм». Николай, будучи свидетелем убогой антихудожественности, которая безумно наступает на все человечное, прекрасное в жизни, на все украинское, упорно ищет наследие веков – чтобы познать корни бессмертной силы родного народа.


Вполне оправданно в текст романа вмонтировано – как воспоминание Ягора Катратого – новелла «Черный очаг», посвященная образу историка Дмитрия Яворницкого, большого патриота-народоведа, писателя, летописца запорожского казачества, неутомимого собирателя драгоценных памятников нашего народа.


Олесь Гончар в романе «Собор» сосредоточил внимание на философских, исторических, нравственных, экологических проблемах. В произведении развенчана психология духовного браконьерства, разоблачены зловещие намерения сирот – разрушителей национальных святынь. Всем содержанием роман обращен к современникам. Какой след в истории своего народа оставили, что построили для грядущих поколений: «Кем ты будешь для них? С каким чувством тебя вспомнят?». «Собор» обозначен публицистическим и полемическим пафосом, призывает лелеять и оберегать духовные сокровища, историческое и культурное наследие украинцев.


С развитием общества, с приходом новых идей, с улучшением духовного состояния общества очень часто появляются и негативные элементы. Так, например, было после Национально-Освободительной войны украинского народа в XVII веке, появились некоторые полковники, защищавшие только свои интересы, которые делали все только для себя…


Так случилось и в СССР. Были созданы все условия для того, чтобы начали появляться бюрократы, «партийная номенклатура» и всякие другие партийцы и руководители на местах, которые мешали развитию общества, старались делать все только для себя, для своей карьеры.


Ярким примером такого местного бюрократа является Володька Лобода. Вспомним, что он хотел сделать с собором: приказал взять собор в леса, а потом, он думал, что оно забудется. Он, как сын казацкого рода, должен был заботиться о сохранении этой народной реликвии. Этот собор был построен казаками несколько веков назад и является историческим памятником, который нужно сохранить для потомков. А Володька заботится только о себе: как угадать, о чем думает руководитель?


Сейчас из новостей мы узнаем об уничтожении памятников Будды в Афганистане. Это большое преступление против всего человечества! Я не разделяю мнение талибов о большой пользе этого поражения, но, видимо, существование одной религии в этой стране поможет афганскому народу восстановить свою страну, улучшить условия жизни. Все, что делается на пользу народу, это хорошо! Поэтому, наверное, уничтожения этих памятников истории принесет афганцам какую-то пользу. Считаю, что руководители талибов отдали такой приказ для того, чтобы как-то объединить народ и начать жить нормально, они заботились, пожалуй, о народе! А заботился ли Володька Лобода о своем народе? Нет! Он думал только о том, как бы угадать мнение руководителей, как бы повысить себя в их глазах.


Вспомним о том, что Володька сделал с отцом: сначала забирает его в город, а потом отдает его в дом, где живут пожилые люди. Разве можно так делать! Когда его отец жил в деревне, у него был свой дом, он жил довольно неплохо… И зачем все разрушать?


Прочитав роман «Собор», мы на примере Володьки Лободы увидели, каким опасным для общества может быть человек. И в наше время мы видим много негативных примеров того, что делают наши руководители и чиновники. Но, может, они «Собора» не читали?


Говорят, что все лучше познается в сравнении. Роман «Собор» «населен» прекрасными людьми, и по сравнению с ними мы так отчетливо видим жалкого этого зачиплянского «гения», который чего только не придумывал (и «комнаты счастья», и викторины, и карнавалы, а также кольеретки для сахарных коробок) чтобы выдвинуться, угодить начальству! Этот человек, не имея собственного мировоззрения, постоянно стремится уловить настроение высших инстанций: «… хотелось» гению «заранее угадать, как тот поведет себя в вопросе о соборе, чтобы самому в соответствии откорректировать паруса».


Контраст между строителями и разрушителем Володькой Лободой чувствуется во всем.


Для первых любовь – основа жизни, продолжение рода человеческого. Для Володьки ее словно не существует – в девушке он видит красивую вещь, которую еще надо «шлифовать» под свой вкус.


Строители близки к природе, Лобода-старший призывает каждого посадить дерево, в то же время как Лобода-младший собирается то ли затопить, то ли высушить плавни, наплевать что, лишь бы привлечь к себе внимание начальства.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"