«Тот город, мной любимый в детстве…» (по лирике А. А. Ахматовой)
Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Тот город, мной любимый в детстве…» (по лирике А. А. Ахматовой)

17.06.2011

Невозможно представить лирику Анны Андреевны Ахматовой без темы Царского Села и Петербурга. Красота этих мест окружала ее с детства, сформировала в ней художника, и позже поэт отдала в полной мере дань этой красоте. Живя в Царском Селе, Ахматова всем существом осознавала, что это духовная родина Пушкина, здесь он сложился как поэт, и это трогало ее душу, заставляло выливаться в прекрасные и трепетные строки.


Смуглый отрок бродил по аллеям,


У озерных грустил берегов,


И столетие мы лелеем


Еле слышный шелест шагов.


Впитывая окружающую гармонию и красоту, сформировался классический строгий стиль стихов Анны Андреевны. Прекрасные дворцы, беседки и статуи навевали и некоторую меланхолию об ушедшем «золотом веке». И в поэзии Ахматовой чувствуется эта тоска о сильном чувстве, которое испытывает лирическая героиня ее стихов, но нет достойного избранника, сумевшего оценить, понять это великое чувство.


Знаю: гадая, и мне отрывать


Нежный цветок маргаритку.


Должен на этой земле испытать


Каждый любовную пытку.


Жгу до зари на окошке свечу


И ни о ком не тоскую,


Но я не хочу, не хочу, не хочу


Знать, как целуют другую.


Как бы любовь ни была горька, она прекрасна. Благодаря ей только и чувствует жизнь лирическая героиня Ахматовой. Эту сладкую боль она ни за что не поменяет на покой, который для нее сродни смерти.


Проводила друга до передней


Постояла в золотой пыли


С колоколенки соседней


Звуки важные текли.


Брошена! Придуманное слово —


Разве я цветок или письмо?


А глаза глядят уже сурово


В потемневшее трюмо.


Темы Петербурга, любви и творчества тесно переплетаются в поэзии Анны Ахматовой. Порой трудно отделить одну от другой, они скорее гармонично дополняют друг друга, выливаясь в прекрасные стихи. Великолепные здания Петербурга — не просто декорации, в которых живет, борется и страдает лирическая героиня Анны Андреевны, они живые существа, помогающие действовать или равнодушно взирающие на чужие страдания.


Сердце бьется ровно, мерно,


Что мне долгие года!


Ведь под аркой на Галерной


Наши тени навсегда…


Оттого, что стали рядом


Мы в блаженный миг чудес,


В миг, когда над Летним садом


Месяц розовый воскрес.


В этом величественном, прекрасном и холодном городе пришлось пережить Ахматовой лучшие и горчайшие страницы своей доли. Но она знала, что без родного города, России ей не жить. Как бы ни была трудна ее судьба, Анна Андреевна оставалась «дома», не хотела искать легкого счастья. Она была величайшей женщиной и поэтом, сумевшей даже горе и страдания вылить в бессмертные стихи.


Мне голос был. Он звал утешно.


Он говорил: «Иди сюда.


Оставь свой край глухой и грешный,


Оставь Россию навсегда.


Я кровь от рук твоих отмою.


Из сердца выну черный стыд,


Я новым именем покрою


Боль поражений и обид».


Но равнодушно и спокойно


Руками я замкнула слух,


Чтоб этой речью недостойной


Не осквернился скорбный дух.


Знакомясь с творчеством Анны Андреевны Ахматовой, все больше поражаешься и восхищаешься стойкостью, силой воли, духовной красотой этой женщины. Неудивительно, что она была удостоена титула «императрицы русской поэзии». Выстояв, она сумела создать в своей поэзии образ русской женщины, хрупкой и ранимой, но необыкновенно стойкой и прекрасной в своей верной любви.


Сказал, что у меня соперниц нет.


Я для него не женщина земная,


А солнца зимнего утешный свет


И песня дикая родного края.


Когда умру, не станет он грустить,


Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!» —


Но вдруг поймет, что невозможно жить


Без солнца телу и душе без песни.


А что теперь?


Сочинение Ахматова А. – Разное


Образец сочинения – «Я была тогда с моим народом»


…Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


А. Ахматова


Анна Ахматова — поэт, пришедший в литературу в первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил далеко за шестьдесят. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древне греческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Детство поэтессы прошло в Царском Селе (там она училась в гимназии), каникулы проводила в Крыму, у моря, о чем напишет в своих юношеских стихах и в первой поэме «У самого моря». В четырнадцать лет она познакомилась с Николаем Гумилевым, и дружба и переписка с ним оказали серьезное влияние на формирование ее вкусов и литературных пристрастий. В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: «О Муза Плача, прекраснейшая из муз!» Анна Ахматова была великой трагической поэтессой, которая застала грозную эпоху «смены времен» с революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами. Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия всегда была связана с национальной почвой и отечественной культурой.


Жданов в своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» писал, что «поэзия Ахматовой» совершенно далека от народа; это поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по «доброму старому времени». В начальном четверостишии — эпиграфе к своему «Реквиему» — Ахматова отвечает Жданову:


Нет, и не под чуждым небосводом,


И не под защитой чуждых крыл, —


Я была тогда с моим народом,


Там, где мой народ, к несчастью, был.


«Реквием» — вершина гражданской поэзии в литературе XX века, дело всей жизни поэтессы. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой «контрреволюционера» Н. Гумилева, матерью арестованного «заговорщика». Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута ощущением безнадежной тоски, глубоким горем. И конечно, не случайно, что ее привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл.


«Распятие» в поэме похоже на псалом:


Магдалина билась и рыдала,


Ученик любимый каменел,


А туда, где молча Мать стояла,


Так никто взглянуть и не посмел.


«Распятие» — это вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, ‘а единственного сына — на небытие.


Заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника». Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные годы для нашей страны.


Великую Отечественную войну А. Ахматова встретила в Ленинграде, там же пережила и почти всю блокаду, не прекращая писать стихи, ставшие отражением того времени, — «Северные элегии», «Библейские стихи», цикл «В сороковом году»:


Мы знаем, что ныне лежит на весах


И что совершается ныне.


Час мужества пробил на наших часах,


И мужество нас не покинет.


Военные стихи Ахматовой — это еще один реквием, в котором соединились скорбь о погибших, боль за страдания живых, трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Своеобразным реквиемом по целой исторической и культурной эпохе является и «Поэма без героя».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"