Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Вечерний звон, соборный колокол на всю Украины

15.06.2011

… Что предвещает, от чего волнуется, за кем рыдает? А солнце зажгло купола золотым, и их странное сияние льется в синеву небес, сливаясь с высоким чистым звоном. Большая тоска в нем и тревога, и боль души, и радость, и надежда. Он навевает воспоминания грустные о всех погибших за Родину на героических и трагических полях ее истории. Он хочет разбудить спящие души, открыть их для святости, красоты и любви. Он зовет нас в небо, к вершинам лучезарным, к вечности, к Богу… Стоит златоверхое чудо и поминальным звоном скорбь выливает за душой, что уже навсегда ушла в бессмертие и этот собор увековечила искусством слова. Это был Олесь Гончар. Теперь все соборы его имя в колоколах поют.


… В те времена духовного застоя, когда «братья по перу» успешно писали произведения соцреализма, пели дифирамбы гигантским сооружениям заводов, железнодорожным магистралям, мощным «мирным» атомным электростанциям, Олесь Гончар нежданно-негаданно взрастил свой «Собор», который не вписывался ни в один индустриальный пейзаж и в рамки общепринятых тем, образов, оценок. Какой собор? Это даже неприлично для атеиста-читателя и атеиста-критика. Запретить! И то, что родилось для веков, не может погибнуть от человеческой тупости. Он дождался своего часа. Удивительное творение казацкого зодчества, гордость и память предков, свидетель исторических битв, поражений и побед, он во все времена был мерилом духовного достоинства человека. Всегда кто-то хотел его разрушить, а кто-то защищал. Так уж устроен мир, что «везде, где идет строитель, должен идти неотлучно, как тень, и разрушитель». Собор объединяет людей разных времен и поколений, наделенных внутренней красотой, духовным богатством. В защиту старинной памятники становятся профессор Яворницкий, студент Николай Баглай, его любимая Елька, Иван, Верунька и другие. Собор привлекает всех своей грандиозностью, гармонией линий и красок, какой-то неразгаданной тайной, что живет в нем. Кажется, он имеет душу, которая притягивает к себе чистых, светлых, красивых людей. Николай Баглай не может пройти мимо, не остановившись. Собор не перестает удивлять его, открывать нечто новое, загадочное, очаровывать своей музыкой, гармонией и совершенством. Возможно, их души общаются: красота тянется к красоте? Ведь юноша давно построил в своем сердце высокий храм чистоты и любви, который стал для него твердыней духа, ясным светом, не дает заблудиться в темноте. Но эпоха тоталитаризма породила множество выдвиженцев, оборотней, нигилистов, отцепредателей. Таким, как Володька Лобода, собор нужен лишь как ступенька на пути карьеры. И если для этого придется разрушить храм, пустая и ничтожная душа приспособленца даже не дрогнет. Разрушитель – человек-винтик, человек-функция. А душа его – мрачные развалины. Хотя Володька и прикидывается «другом народа», Николай Баглай чувствует его подлую, гнилую натуру. Собор мозолит Лободе глаза, как напоминание о собственной ничтожности и духовной нищете.


А в нашей жизни мало ли таких разрушителей? Калечат красоту и обворовывают народ, обманывают человеческую совесть и доверие. Если бы у руля государства стояли строители, которые верят в вечность жизненных ценностей и сокровищ прошлого, поэтизирующие человеческую любовь и произведения художников, отрицающие историческое беспамятство и национальный нигилизм, которые несут высокую ответственность за судьбу народа! Если бы их души были освящены чистой красотой храма… Учитель Фома Романович обращается к Николаю и Ельке с золотыми словами: «Соборы душ своих берегите, друзья… Соборы душ!». Этот призыв обращен и к моему поколению, ко мне. Я замечаю, как усиливается наступление цинизма и бездуховности на наше общество. Разрушитель не успокоится, пока не превратит всю землю в такую же пустоту, как его душа. Это бездумный робот с ограниченной потребительской психологией, который с холодным безразличием уничтожает наши святыни, разрушает нашу духовность. Такому храм не нужен. Но, к счастью, ему противостоят мудрые, честные, чистые сердцем люди, которые свято берегут соборы своих душ. Они привлекают меня ясным светом, излучают их щедрые сердца, чтобы другие люди чувствовали себя уютно и надежно в этом непростом мире, чтобы множились добро и любовь на нашей земле. И я чувствую, как моя душа тоже тянется к высокому святому Храму, освещающему ей путь к вечной красоте и бессмертию. Наши предки – казаки создали эту святыню, «чтобы дух свой в небо послать». Жаль, что не в каждой душе есть место для собора, для поэзии, для любви.


«Тупых убийц красоты» не уменьшилось. Их только допусти к храму – и они моментально превратят его в груду кирпича! Значит, на страже наших духовных сокровищ должна стоять света рать. Кто мы: строители или разрушители? Чем наша душа увековечит себя? Олесь Гончар страстно защищает идеалы национальной духовности, соборности украинского народа. Не смолкают колокола его собора. Не дают уснуть человеческой совести, извечному влечению человека к красоте, творчеству, бессмертию, к новым духовным вершинам.


«Собор» Олеся Гончара – это произведение высокого художественного вдохновения, большого интеллектуального наполнения. Как писал Е. Сверстюк, «своим романом» Собор «Олесь Гончар вошел в самую гущу жгучих вопросов современности и расшевелил, растревожил их рой».


Когда во второй половине XVIII в. по приказу Екатерины II русское войско коварно разрушило Запорожскую Сечь, легендарное казачество задумало оставить о себе светлую память. И им стал великолепный собор в Новомосковске. Образ собора в произведении стал ярким метафорическим символом, свидетелем истории народа, образцом художественной работы зодчих-строителей.


Он «еще наполнен далекой музыкой, гремит обвалом литургий, звучит православными мессами, песнопениями, шепчет жаждой искуплений, он еще полон грехами, в которых здесь каялись, и исповедями, и слезами, и экстазом человеческих порывов, надежд..». Теперь стоит «облупленный собор». Направленный в небо силуэт собора видно издалека.


Герои романа, возвращаясь в родные края, первыми замечают это произведение казацкого зодчества: «Сумели же так поставить!». Невидимую магическую силу чувствуют в соборе и Баглай-студент, и Верунька, и казацкий профессор Яворницкий. Вот над этим реально существующим символом бессмертия народа нависла угроза уничтожения.


Отношение к собору является измерением человеческих добродетелей и духовности. Как же относятся персонажи романа к собору?


Начальство сделало из собора пустоту. Трудящиеся Зачиплянки очень быстро смирились с тем, что собор одели в «потемкинские» леса. Но они не представляют своей Зачиплянки без него, он что-то такое для них, что им нужно, хотя выразить они этого не могут. Это откровенно сказала Верунька, когда Николай Баглай сообщил ей, что собор собираются разрушить:


- Впервые слышу. Мне до него, правда, все равно, но странно, чтобы вот, людей без спроса… Но это выдумки, наверное… Носишься ты, Николай, с своим собором, как с писаной торбой.


Студент Николай Баглай – верный защитник собора. Николай чувствует перед ним «странную печаль». Собор навевает на него что-то «большое», он реально слышит музыку его куполов. Николай не хочет верить, что «святости исчезают из жизни и на их место все больше вторгается цинизм», хотя видит, как нищее антихудожественное безумно наступает против всего человеческого, прекрасного в жизни, против украинского. Он упорно ищет наследие веков, хочет познать корни бессмертной силы народа. Николай очарован художественной красотой собора, он для юноши – символ души, духовной красоты.


- Соборы душ своих берегите, друзья… Соборы душ! .. – Говорит влюбленным Николаю и Ельке старый учитель Фома Романович.


Володька Лобода показал через отношение к собору всю низость своего естества: зачиплянский выдвиженец, который «сидит» на районной культуре, отметил на заседании, что на месте собора «уместно увязывалось бы строительство образцового крытого рынка для трудящихся».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"