Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Выразительные средства в «Патетической сонате» Николая Кулиша

15.06.2011

«Патетическая соната» во многом идейно следует из «Народного Малахия»: Илья, поэт, который называет себя «Я» – это продолжение самого Малахия. «Проект немедленной реформы человека» превращается в поэтическую программу, чтобы «над миром развивался флаг» вечной любви. «Основные идеи» Народного Малахия «прослеживаются и в «Патетической сонате». Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится «Патетическая соната» Бетховена, которая, собственно, и структурирует произведение. Содержание, кажется, продиктовано настроением частей. Для литературного произведения заимствовано название «Патетической сонаты».


Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в исполнении Марины произведение Бетховена, однако ассоциации у них совершенно разные. «Я» представляет любимую девушку, страсть, нежную и романтическую, ее отец – безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с российским и польским гербами.


Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина выбирает не поэта-идеалиста, а человека действия – Андре, ибо «поэзия не может стрелять из ружья» или «завоевать хоть километр территории», а «мечта не может заключать компромиссных соглашений с врагом». В этом случае почти сразу же и однозначно отдано предпочтение общественному. «Я» долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, в конце концов, тоже склоняется к общественным интересам.


Изучая «Патетическую сонату» Кулиша, достаточно легко провести параллели с «Я (Романтика)» Николая Волнового, где события происходят примерно в то же время и конфликт тот же: общественное – личное. «Я» казнит свою мать.


В «Патетической сонате» Н. Кулиш прибегает к приему неразрывного сочетания музыки с литературой. Надо сказать, что в то время синтез искусств был достаточно популярным среди украинских художников, стремившихся создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям времени. Здесь следует вспомнить «кларнетизм» и бодлеровскую полифоничность у П. Тычины. Мажорный или лирический тон часто меняется на трагический и глубоко отчаянный.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"