Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Чем смешон, чем страшен Пузырь?

29.06.2011

Человека всегда привлекали деньги, потому что они давали власть, именно поэтому он тянулась к ним, иногда забывая о чести, совести. Но бывало и так, что она вовсе превращался в кулака. Именно таким предстает передо мной Терентий Гаврилович Пузырь, человек смешной и одновременно страшный. Образ Пузыря раскрывается в разговорах со многими людьми. То мы видим, как хозяин разговаривает с рабочими, то с Золотницким – интеллигентом-помещиком, то с дочерью, то с Финогеном. И из всех эпизодов предстает перед нами человек, за «сорок», который растерял свои человеческие чувства. Вместо этого появились никчемность, бессмыслица, жажда, погоня за наживой. Пузырь стал «Крезом», как с иронией называет его Золотницкий. Да он и действительно стал таким: совсем не задумывается над жизнью бедных – ему надо от них только брать, брать… «Рабочего человека нельзя… накормить другим хлебом, побелее, он всегда останется голодный…», «нам нужен дешевый работник». Становится страшно от этих слов. Как может быть человек таким черствым? Да еще и сам был «мужичьем репаным», а тут нос поднял и сверху не хочет посмотреть вокруг.


Страшный этот образ, но одновременно и смешной. Вспомним, например, как он говорит вместо того, чтобы угостить: «Всякий черт сюда придет голодный, а ты его корми! Нет, чтобы с собой привезти солонины там или что». По мнению Пузыря получается, что люди должны ездить со своей пищей да еще угощать хозяина! Становится смешно от его логики. Комедия «Хозяин» И. Карпенко-Карого была одним из самых ярких явлений в украинской драматургии второй половины XIX века. Глубокий знаток жизни украинского села и, в частности быта его кулацкой верхушки, автор сумел показать противоречия общественной жизни. Драматург очень своевременно и едко высмеял кулацкие идеалы, показал никчемность и моральное убожество тех «чумазых», встречавших новый двадцатый век с надеждой быть хозяевами жизни. Иван Карпенко-Карый изобразил очень типичное явление того времени, когда «мужичье репаное» выбиралась на поверхность капиталистического развития, что сопровождалось жестокой эксплуатацией трудящихся масс.


Кто такой Пузырь? Это большой капиталист-землевладелец. Обогащения, погоня за наживой – вот его главная цель. Уже скупил у окрестных помещиков тысячи десятин земли, ведет хозяйство в нескольких экономиях, выпасает на своих степях стада овец («у меня своих овец сорок тысяч»), держит штат приказчиков, управителей, даже специалиста по овцеводству – иностранца. И все ему мало. Выбирают Пузыря в земскую управу: «В прошлом году выбрали. Только еще ни разу не был». Но орден хочется получить. Поэтому и дает Пузырь деньги на приют для бедных, за что и получает орден Станислава. Как же, «не даром пожертвовал на приют». Этот «хозяеван» все еще не свыкся со своим положением миллионера и поэтому придерживается примитивных форм эксплуатации, кормит рабочих таким хлебом, который и в горло не лезет, потому что «пока свежий, то такой сырой, что только кузнечиков лепи», а когда зачерствеет,«тогда такой твердый, как кирпич – и собака не укусит». Обладатель трех экономий и огромных стад овец торгуется за каждую копейку. «Все скупил?» – Спрашивает Пузыря со смехом Золотницкий. «Нет, еще не все», – серьезно отвечает этот «хозяин».


Таким людям и культура ни к чему: не знают ни писателей, ни поэтов, не понимают серьезной музыки. Еще есть у них своя философия: «Странные люди! Голодающих корми, больных лечи, школы заводи, памятники какие-то ставь!..». Они не понимают: зачем? И Котляревский Пузырю «без надобности», поскольку не приносит он денег, не способствует обогащению или получению нового ордена. А вот закон можно обойти, а потом кричать, что «грабитель» Петька Михайлов «тянет за собой в тюрьму». А какую уж смерть находит себе Пузырь! Погнавшись за гусями, которые щипали одну-единственную копну пшеницы (из 22 тысяч), он упал и отбил себе почки. Смерть уже ждет за плечами, а Пузырь рвется ехать скупать за бесценок овец у голодных крестьян. Как говорит врач: «Воюющий мечом, от меча гибнет. Хозяйство его меч, от него и смерть». Но продолжают жить пока маленькие «хозяева»: Финоген и Лихтаренко. Оба – ближайшие помощники Пузыря и прошли его хорошую школу. Как и он, они бесчестные и несправедливые, бездушные и жестокие. Обманывать, мошенничать, обогащаться – таков смысл жизни Финогена. И Лихтаренко давно понял суть общества, в котором жил: если ты не возьмешь, возьмут с тебя». Он чувствует себя уверенно и не скрывает своих намерений. В борьбе за обогащение Лихтаренко беспощадный, жестокий и безжалостный, «ведь его хозяева воспитали».


О типичности таких людей, как Лихтаренко и Финоген, обстоятельствах, в которых формировались их характеры, драматург метко сказал устами самого Лихтаренко: «Подходящая почва – вот и родятся такие люди, как мы с вами». В отличие от Пузыря и его помощников, Золотницкого, Калиновича и Соню автор наделил чертами культурности, гуманности. Так, устами Золотницкого Карпенко-Карый заявляет, что при таких хозяевах, как Пузырь, «засохнет наука, поэзия и благо народа!». Золотницкий ищет новых форм хозяйствования: вместе с несколькими компаньонами помещик строит сахарный завод, но твердо не знает, что выйдет из задуманного дела. Что касается Сони, то жизнь она знает плохо, жестокая правда о положении людей в отцовских экономиях была для нее неожиданным открытием. Писатель, однако, показывает, что хорошие намерения либеральной интеллигенции не могли осуществиться в тогдашнем обществе, потому наталкивались на полное нежелание капиталистов их исполнять. Но все же Калинович верит в историческое призвание культурной интеллигенции, в необходимость распространять образование среди народа, вследствие чего «скорее вырастет среди людей наибольшая сумма справедливости».


Народ тоже не молчит. Мы видим протест рабочих против крайне плохого питания. И все больше и больше людей поднимают свой голос. Для подавления бунта рабочих Пузырь даже обращается за помощью к власти. В комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин» можно увидеть все те явления, которые подняли «мужичье репаное» до уровня «хозяина», оставив при этом этих людей бездушными и ничтожными. Я думаю, что ее сатирический пафос направлен на борьбу против уродливых моральных устоев во имя победы светлых идеалов человечества. Поэтому, на мой взгляд, эта комедия навсегда останется в нашей литературной казне как выдающееся достижение украинской драматургии XIX века. Вот мы с вами и узнали, кто такой Пузырь. Посмеялись. Но ведь известно, что от смешного до грустного один шаг.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"