Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Дикция и выразительное чтение

13.04.2010

Цель практических занятий — привить умения правильной дикции и первичные навыки выразительного чтения. В заданиях по теме «Дикция и выразительное чтение» используются следующие термины:


Интонация — изменение основного тона, темпа, тембра и длительности звучащего предложения для придания ему определенного смысла и выразительности. Русское предложение при одном и том же составе и порядке слов может выразить при помощи интонации разные мысли, желания и чувства говорящего. Интонация, с которой произносится то или иное предложение, имеет три части. Это прежде всего центр — ударный слог слова, который говорящий считает наиболее важным и выделяет голосом. Оно несет на себе логическое ударение на определенном слоге. Кроме центра, можно выделить предцентровую часть и постцентровую: Наши друзья завтра уезжают в отпуск.


Полнознаменательные (знаменательные) слова — слова, которые имеют лексическую самостоятельность, т.е. называют предметы, их действия и признаки или указывают на них и выступают в роли членов предложения. К ним относятся существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы (причастия, деепричастия), наречия.


Тон – высота звука (гласного или звонкого согласного). Тон формируется при прохождении выдыхаемой воздушной струи через голосовые связки, рот и нос.


Фразовоение – то же, что логическое ударение, т.е. выделение в устном сообщении усилением голоса наиболее важного слова.


А. Положите руки на бедра. Дышите спокойно, тратя на вдох и выдох не более пяти секунд. Старайтесь, чтобы грудь и живот дышали равномерно. Повторяйте упражнения по несколько раз в день, постепенно увеличивая время на вдох и выдох с пяти до пятнадцати секунд. Дыхание должно быть плавным, без толчков.


Б. Медленно вращайте головой. Делайте наклон и выбрасывайте руки вперед и одновременно выдыхайте. Затем вдыхайте, принимая первоначальное вертикальное положение.


В. Наполнив воздухом легкие, затем равномерно выталкивайте его и тяните «а» на возможной для вас высоте в течение десяти секунд. Старайтесь, чтобы звучание было устойчивым до конца. Повторяйте это упражнение по несколько раз в день, увеличивая постепенно время звучания до тридцати секунд. Не расходуйте весь воздух, имеющийся в легких, оставляйте достаточный его запас.


Г. Тяните «а», как было сказано в предыдущем упражнении, но не на одной высоте, а меняя ее от незначительной до плохой слышимости, а затем снижая ее до полного замирания. Повторяйте это упражнение по несколько раз в день до тех пор, пока звук не станет устойчивым. Можно выполнять это упражнение и в обратном порядке: начинать с возможно высокого тона, затем снижать его до самого низкого предела, а потом снова повышать.


Прочитайте вслух отрывок из интервью с писателем В. Астафьевым, опубликованного в «Известиях» (1994 г.) под заголовком «Россия все-таки выбирается из лжи». Помните, что паузы следует делать с учетом не только знаков препинания, но и смыслового членения предложений (отмечены вертикальной чертой), что интонацией следует выделять те слова, которые имеют особую значимость для раскрытия содержания приведенного отрывка (выделены курсивом). Сильно уж тяжелое слово – «возмездие». Наказание за наши грехи – да. Грехи у народа русского | великие. Но большинство все же, думаю, вину свою | искупило | страданием, голодом, слезами, кровью… Наша армия была первой в мире, что воевала без Бога. Не было обязательных раньше | после каждого страшного боя | молебнов, когда все от рядового до фельдмаршала становились на колени | и отмаливали у Бога грехи за только что пролитую кровь. Сравните место паузы в приведенном предложении. Объясните, как изменяется смысл предложения от изменения места паузы. Покажите мне другой, | недавний контракт. – Покажите мне | другой недавний контракт.


Прочитайте вслух предложения с нужной интонацией, обращая внимание на знаки препинания. Слово «Сибирь» — и не только слово, сколько само понятие, давно уже звучит вроде набатного колокола, возвещая что-то неопределенно могучее и предстоящее. Прежде эти удары то приглушались, когда интерес к Сибири вдруг понижался, то снова усиливались, когда он поднимался, теперь они постоянно бьют со все нарастающей силой. Сибирь! Сибирь!.. Одни слышат в этом гулком слове уверенность и надежду, другие тревожную поступь человека на дальней земле, третьи ничего определенного не слышат, но прислушиваются со смутным ощущением перемен, идущих из этого края, которые могли бы принести облегчение. Сибирь неминуемо чувствуют в себе даже те, кто никогда в ней не бывал и находится вдали от ее жизни и ее интересов. Она сама вошла в жизнь и интересы многих — если не как физическое, материальное понятие, то как понятие нравственное, сулящее какое-то неясное, но желанное обновление. (Распутин В. Сибирь без романтики)


Прочитайте предложение, где автор сам выделяет каким-либо об разом слова, на которые необходимо обратить внимание при чтении, а следовательно, подчеркивать их изменением голоса, если бы это чтение было выразительным. Ион [коммерсант] понял, рассматривая партию редких уже и тогда выдровых шкур, что натуральный мех – необесцениваемая валюта, что соболью накидку -ига сарро zibellino – будут ценить тем болъии, чем меньше будет этих самых цибеллино, чем больше будет скудеть Земля живым миром, чем меньше будет на ней неосвоенных пустошей и лесов, чем больше будет на ней красивых женщин и мужчин, желающих подчеркнуть свое благородство, достоинство и достаток не менее благородным мехом. (Никонов Н. След рыси)


Измените  предложения,  употребляя указательные  частицы  с каждым из входящих в них полнознаменательных слов. Этот экзамен он не сдавал. Даже этот экзамен он не сдавал. Этот экзамен даже он не сдавал. Этот экзамен даже он не сдавал. Этот экзамен он даже не сдавал.

  • А. Даже. На центральной улице не было видно пешеходов.
  • Б. Уже. Все давно проснулись
  • В. Еще. Я не обедал.
  • Какой смысл заключен в приведенных ниже фразах: запрос или со общение информации, выражение каких-либо чувств, побуждение к действию или отрицание?

  • А. Кто тебе мог помешать?
  • Б. Ты не пошел в театр? – А что мне оставалось?
  • В. – Иди домой. Я еще немного поработаю и тоже приду. – Что я тебя одного оставлю?
  • Г. – Зачем ты сбежал с последнего занятия? Кактебе не стыдно! – Кто сбежал? Тебе кто-то наговорил про меня!
  • Д. – Ты подготовился к завтрашней контрольной работе? – Какая завтра контрольная работа! Ты не перепутал?
  • Какой смысл заключен в данных предложениях: сообщение информации, побуждение к действию или отрицание? ‘

  • А. Почему мы что-то должны утаивать! Я не боюсь сказать правду. Б. Зачем извиняться? Лучше не допускать более неблаговидных поступков. В. Какой я артист? Я просто поклонник сцены. Г. Малые дети. Что с них возьмешь?
  • Д. Разве история русской литературы в отрыве от истории мировой литературы? Подумайте.
  • Страницы: 1 2


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"