13.04.2010
Цель приведенных ниже заданий – закрепить на практике знания по теории аргументации; научиться применять основные положения теории аргументации в сфере речевых коммуникаций, в том числе в споре, а также при подготовке речей.
В предлагаемых заданиях используются следующие термины:
Аргументация — логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком.
Аргументы — известные, ранее добытые положения, с помощью которых достигается обоснованность и убедительность тезиса.
Вопрос— высказывание, истинность которого не установлена или в котором не определены в каком-либо отношении его элементы — логические подлежащее и сказуемое.
Демонстрация — логическая связь тезиса и аргументов; принудительная сила аргументации детерминирована характером демонстрации.
Доказательность – логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.
Доказательство — вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов.
Косвенное доказательство – опосредованное обоснование истинности тезиса («от противного» и разделительное).
Ли-вопросы- вопросы, заключающие в себе просьбу указать истинность или ложность того, что содержится в матрице вопроса.
Логические уловки — преднамеренные отступления от логических норк (законов и правил логики).
Матрица (предпосылка) вопроса- информация, на которой основан вопрос и которая так или иначе в нем содержится.
Ответ — высказывание, содержащее недостающую в вопросе информацию.
Опровержение- логическая операция обоснования ложности некоторого тезиса или демонстрация его необоснованности.
Подтверждение – вывод следствий из предложенной нестандартной точки зрения и поиск их согласования с реальным положением дел, с фактами.
Прямое доказательство — непосредственный вывод тезиса из а р гу-ментов.
D 11.1. Проанализируйте следующие вопросы (укажите, к каким видам они относятся, правильны ли они, каковы их предпосылки).
А. Для чего вкладывают деньги?
Б. Правда ли, что все политики верят в то, что говорят?
В. Какой город является центром российского бизнеса?
Г. Кто придумал товарно-денежные отношения?
Д. Каким образом расположение планет влияет на ставку рефинансирования?
Е. Продолжаете ли вы утаивать налоги?Какие критерии постановки вопросов нарушены в приводимых ниже примерах?
А. Кто, где, когда и из какого оружия убил президента США Дж. Кеннеди?
Б. Является ли современная Великобритания по форме правления республикой или монархией?
В. Какой русский не любит быстрой езды?
Г. Какой оценки заслуживает данное Сочинение – «хорошо» или «отлично»?
Д. Какой курс рубля к доллару был установлен Центробанком РФ 1 сентября 1998 года?
Е. Владеет ли он английским языком?
Ж. Кто старший в группе реформаторов-демократов?В какой стране национальный банк в течение последних десяти лет поддерживает курс 1 доллар США =100 луидоров?
Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях.
А. Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, исследователи Антарктиды. Значит, все люди Земли хотят счастья.
Б. Логика тесно связана с грамматикой. В самом деле, не существует мыслей вне языковой оболочки. Для того чтобы сообщить свою мысль другим людям, мы должны выразить ее в языковой форме. И наоборот, всякое слово, всякая фраза выражает какую-то мысль. Все это доказывает тесную связь логики с грамматикой.
В. Всякому, кому суждено умереть, — умрет. Всякому, кому суждено выздороветь, — выздоровеет. И умрет, и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что-то делать.
Определите вид аргументации в приведенных рассуждениях. Оцените правильность аргументации. Если аргументация некорректна, укажите — почему.
А. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является благородным делом.
Б. Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат, но и не бесчестен.
В. Я полностью согласен с утверждением журнала мод «Бурда», что зависть является корнем всех зол. Судите сами. Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьезным последствиям. Поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, зависть, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то более повезло.
Г. Вы, должно быть, согласны с моим вариантом прогноза, поскольку такой компетентный специалист, как вы, не может не предпочесть солидную работу шарлатанству и дешевке.
Д. Снег не может лежать на вершинах высоких гор, так как чем ближе к солнцу, тем теплее; как известно, снег всегда тает раньше на высоких местах, а в низких, например, лощинах еще держится.
Е. Все студенты добродетельны, ведь они люди.
Ж. Изучение экономики полезно, таккак изучение экономики США принесло мне немалую пользу.
Найдите логические уловки, содержащиеся в приводимых ниже рассуждениях.
А. Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Частная собственность предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается, вопреки сказанному вначале, что такая собственность предполагает и самостоятельность, и несамостоятельность, ответственность и безответственность.
Б. Компания, получившая когда-то ссуду от банка, теперь ничего ему не должна, так как она стала иной: в ее правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду.
В. Все служащие японских корпораций маленького роста. Значит, все японские корпорации — маленькие.
Г. Спорят мать и дочь. Мать: «Что ты так сухо обошлась с ним? Он, бедный, чувствовал себя у нас так неловко». — Дочь: «А как же прикажешь мне с ним обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться?»
Страницы: 1 2