Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Логика, этика, эстетика речи

13.04.2010

Цель предлагаемых заданий — познакомить с этическими проблемами речевого поведения оратора; дать представление об основных выразительных средствах; выработать навыки целостного анализа ораторского выступления. Для выполнения заданий необходимо знать следующие термины: Аргументация — обоснование и опровержение убеждений.


Выразительные средства – лексические и грамматические средства, позволяющие говорящему обозначить в тексте свое личностное начало и определить свое отношение к предмету речи, к собеседнику, к самому себе. Гипербола — количественное усиление интенсивности, свойств кого-либо, чего-либо (испугаться до смерти).


Каламбур — одна из разновидностей языковой игры. Одновременное использование двух значений одного и того же слова, использование омонимии («дела идут — контора пишет» — фраза из рекламного текста, предлагающего писчую бумагу; «область рифм — моя стихия, и легко пишу стихи я»).


Метафора — перенос наименования с одного предмета на другой на основе сходства. Слово, обозначающее какой-то класс предметов, употребляется при этом для характеризации объекта, входящего в другой класс (медведь – о неловком, неуклюжем человеке).


Метонимия – перенос наименования с одного предмета на другой на основании смежности, ассоциирования по смежности (читать Пушкина в значении читать произведения Пушкина).


Параллелизм — тождественность синтаксического строения двух или более смежных отрезков текста.


Перифраза — замена прямого названия предмета, лица описательным выражением (родина – страна далекая).


Повтор – повторение слова или словосочетания с целью усилить воздействие.


Подхват — повтор слова, находящегося в конце словосочетания или предложения, в начале следующего словосочетания или предложения с целью подчеркнуть его значение (придет оно большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего).


Синекдоха- разновидность метонимии, прием, посредством которого целое обозначается через часть (эй, борода! – обращение к человеку с бородой).


Сравнение — уподобление одного предмета другому, в результате чего выявляется общий признак и происходит актуализация этого признака (наш двор как сад).


Эпитет – метафорическое определение, чаще всего выраженное именем прилагательным.


Какие  изобразительно-выразительные средства  использованы в приводимых ниже примерах?


А. Анна Михайловна всегда представлялась мне статной, красивой и рачительной хозяйкой большой русской северной избы, большого крестьянского хозяйства, на которой все в доме держится, которая и детей воспитывает, и хозяйство ведет, выполняет и тяжелую, и легкую работу, не считаясь со временем и усталостью, для которой интересы дома полностью слиты со своими собственными (Д.С. Лихачев).


Б. В большом доме русского северного эпоса она навела последний и полный порядок. Она как бы была послана самой судьбой, чтобы сохранить нам русскую былину на ее заключительном этапе (Д. С. Лихачев).


В. Такой же «хозяйственной», итоговой работой представляется мне книга «Русский былинный эпос на Севере» (Д.С. Лихачев).


Г. Не надо ждать, когда внешние события жестко стиснут нас и даже опрокинут, — надо уметь предусмотрительным самоограничением открывать неизбежному ходу событий примирительный путь (А.И. Солженицын).


Д. И, значит, многие нравственные требования, предъявляемые нами к отдельному человеку: что есть честность, а что — низость и обман, что есть великодушие и добро, а что – алчность и злодейство, – в значительной мере должны прилагаться и к политике государств, правительств, парламентов и партий (А.И. Солженицын).


Е. Но не будем развешивать беду между странами и нациями: она — всеобщая наша беда, в конце Второго Тысячелетия христианства. Да и вообще: можно ли так легко метать это слово – нравственность? (А.И. Солженицын).


Ж. Знания человека и его умения не могут не совершенствоваться, не могут остановиться — и не должны останавливаться (А.И. Солженицын).


3. Обширно открылся людям из западной цивилизации нынешний динамичный транспорт. Впрочем, и без него – современный человек уже едва ли не выскакивает за пределы своего существа, он и без того сразу присутствует на всей планете телевизионными глазами. Но оказывается, что и от этого всего судорожного темпа техноцентрического прогресса и от океана поверхностной информации и низкопробных зрелищ — душа человеческая не растет, а только мельчает, духовная жизнь снижается; соответственно — бледнеет и блекнет наша культура, как ни старается перекричать свое падение опустошенными новинками. Все больше комфорта — и все ниже духовное развитие на среднем уровне. И наступает пресыщенность, и охватывает щемящая тоска, что в водовороте удовольствий нет успокоения, что надолго — такого дыхания не хватит (А.И. Солженицын).


Определите все изобразительно-выразительные средства в приводимых ниже текстах.


А. Как сокращают аппарат? Любой. Ну, скажем, летательный. Способ один: убрать лишнее.


Скорость сметала с аэроплана радиаторы, расчалки, фанерные коробки, поджала шасси, отбросила пропеллер. Уполовинила крылья, сделала их стреловидными. Стал ли самолет дешевле, проще?


Аппарат не бывает велик или мал. Он должен быть целесообразным. Соразмерен с работой, с грузом, со своим назначением. Что не работает, то балласт. Что плохо работает, то пользы не принесет. Что бесполезно, то вредно.


Таковы принципы, и постараюсь следовать им, говоря об аппарате управленческом. Потому что есть и у него своя высота, есть дальность (прогнозов), скорость (согласований), надежность (решений). Как сокращают аппарат? (А. Аграновский).


Б. Собираюсь ли я отмечать 80-летие Октябрьской революции? Собираюсь. Это не значит, что меня можно будет увидеть в пикетах или на маршах протеста. Тут на днях из Администрации Президента звонили, интересовались, не планирую ли я каких-нибудь мероприятий на свежем воздухе… К сегодняшнему руководству страны у меня накопилось немало вопросов, но потребности задать их именно 7 ноября не ощущаю. Собираюсь ли я праздновать 80-летие Октябрьской революции? Не собираюсь. Если 7 ноября и праздник, то профессиональный для ветеранов партноменклатуры. А я этой специальностью не владею.


Для меня 7 ноября – не красный день календаря, а дата нашей истории. Без преувеличения — определяющая в истории России дата. Я ее отмечу. Родителей вспомню. Детство вспомню. Свою «советскую» — и что уж там говорить, бульшую часть биографии.


За исключением совсем уж молодых, мы все «советские». Не в смысле политической принадлежности. А в том, что родились в определенное время, в одной стране, при власти, которая предпочитала называть народ «новой исторической общностью».


Так уже случилось. Кто-то родился в Африке, кто-то в Америке, а мы — здесь. И кроме редких старожилов родились после «исторического» залпа Авроры.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"