Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Максим Рыльский (Биография)

12.04.2010

Максим Тадеевич Рыльский родился 19 марта 1895 года в городе Киеве. Отец поэта – украинский культурный деятель буржуазно-демократического направления, автор ряда этнографических и экономических работ («К изучению украинского народного мировоззрения», «Студии над основами развития богатства» и др.). О Тадее Рыльском тепло отзывался Михаил Коцюбинский. В письме к Владимиру Гнатюку 12 октября 1902 года он писал: « слышали, что умер Рыльский… Следует  поместить в «Вестнике» его портрет и хотя-бы короткую биографию. Это был необычайно талантливый и симпатичный человек». Максим Рыльский мог сказать о себе: вся моя жизнь в моих произведениях. Говорится здесь не только об отображении в художественном творчестве поэта событий и фактов его жизнь, хотя это тоже очень важно. Главное, в поэзии Максима Рыльского, что мы ощущаем горячее и чуткое сердце, страстное желание служить своим божественным словом, высоким народным идеалам. Вот эстетическое кредо поэта периода его творческой зрелости:

  • Будь щедрым, как солнце, как море, как ветер, как синь,
  • В любви безграничной, в гневе не ведай пощады,
  • Слушай дыхание будущих, ясных, молодых поколений,
  • Одного бойся на свете: отстать от людей.
  • («Щедрость»).
  • Мать — крестьянка из села Романовка (теперь Житомирская область). Как вспоминает поэт, его мать была «человеком бесспорного естественного ума. Наученная мужем читать и писать, она всю жизнь много читала, а любила особенно Толстого, в частности «Анну Каренину». В селе Романовке (куда в скором времени после рождения поэта переехали его родители), в обществе крестьянских мальчиков прошли детские года Максима Рыльского. Здесь он ощутил и полюбил красоту природы, пришел в восхищение образным народным языком, замечательными украинскими песнями, учился понимать жизнь. В убогих домах своих товарищей – сельских мальчиков – будущий поэт видел горе и бедность.  Во время обучения в гимназии юный поэт некоторое время жил на квартире у Николая Витальевича Лысенко – гениального украинского композитора. Рыльский посвятил Лысенко свою «Песню» («Вейся, жаворонок, вейся»), что свидетельствует о благотворном влиянии великого композитора на молодого поэта. Позднее в статье «Рыцарь украинской песни», в стихах «Слово о родной матери», «Письмо к колхозникам Каменского района Кировоградской области» поэт прославляет «солнце украинской музыки».


    Одновременно молодой поэт испытывал и отрицательное  влияния «модной» к тому времени поэзии декадентов. Их призывы убегать в мир «чистого искусства», создавать литературу, «независимую» от общественной жизни, обозначились на тематике и идейном направлении многих стихов сборника «На белых островах» (1910) — первой книги поэта. Следующие книги Максима Рыльского – «Под осенними звездами» (1918),поэма «Полесье» (1918), «Синяя даль» (1922) – свидетельство сложных идейно-эстетичных разногласий в мировоззрении поэта, его поисков, творческих неудач и успехов. После окончания гимназии Максим Рыльский учился в Киевском университете (сначала на медицинском, а потом на филологическом факультете), который из-за обстоятельств гражданской войны закончить не смог.


    В 1919—1920 гг. Максим Рыльский работает учителем украинского языка и литературы в селах Вчорайше и Романовка на Житомирской области.  С 1920 года Рыльский работает учителем в школах Киева, преподаёт украинский язык и литературу на кафедре Киевского университета. В 1929 году целиком переходит на литературную работу. Сборники произведений 20- ых годов – «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Где сходятся дороги» (1929), «Гул и отголосок» (1929) – показывают постепенное художественное освоение поэтом советской действительности, «что вокруг нас и в нас самих растет», и возражают старые эстетические каноны («Я устал от экзотики»). Здесь рядом со стихами, написанными в плане «чистого искусства», есть произведения, пронизанные чувствам советского патриотизма, любовью к человеку, который создает мир социальной справедливости.


    Творческая биография Максима Рыльского неразрывно связана с жизнью и борьбой народа за победу. Книга «Знак весов» (1932) означала, будто второе рождение поэта. Современность стала главной темой его творчества. Поэт находит новое отношение к действительности, беря за пример для себя Владимира Маяковского – поэта-трибуна, активного участника жизни. Для изображения новой жизни поэт ищет и новые образы, новое художественное слово. Ощущение высокой ответственности перед народом, желание в ярких художественных образах воссоздать немеркнущую красоту трудовых свершений своих современников побуждали поэта

  • Искать слов кипучих и живых,
  • Чтобы наводнение радости, борные, работы Они отразили…
  • («34-35»).
  • Поэма «Марина» (1933), книги лирики «Киев» (1935), «Лето» (1936), «Украина» (1938), «Сбор винограда» (1940) — важные этапы творческого взлета не только Максима Рыльского, а и всей украинской поэзии. Настало пышное лето в Стране Советов и в творчестве поэта. Созрели плоды революционных и трудовых завоеваний народа, весомым, как отборное зерно, стало слово Максима Рыльского. Художественным открытием прозвучал стих поэта «Моя Родина», образное определение красоты и сути Отчизны.


    Максим Рыльский воспевает в 30-х годах реальный гуманизм («Четыре стиха»), показывает простых советских людей как настоящих героев и творцов новой жизни («Председатель сельсовета», «Тодось», «Окна»). Он поднимает свой голос против тех, «кто поднимает род на род и племена на племена» («Народам мира»), зовет укреплять дружбу народов – ручательство нашей силы и непреодолимости («Народам советской земли»,  «Моей Украине»). В дни войны Родина, «грудью встречая руины и погром», «стократ роднее» стала для сердца поэта («Я – сын Страны Советов»). Это обусловило высокий пафос его стихов, усиление публицистических приемов, появление новых жанров, стихов-призывов («К полякам»), стихов-посланий («Бойцам Южного фронта», «Письмо к украинцам в Америке» ).


    Поэт ищет «слова, достойные бойцов» («Бойцам»), раскрывает их верность своей патриотической и воинской обязанности, красоту их души и подвигов («Воин», «Воину», «На могиле героя»).


    Слово поэта, как рядовой воин, стояло осенью 1941 года на оборону нашей звездоносной столицы («Москва»), утверждало бессмертие родной Украины, «когда живёт она в крепкой семье большой, вольной, новой» («Слово о родной матери»).


    Развивая традиции великого Кобзаря, поэт показывает историческую общность судьбы славянских народов, близость их культур, проводит мысль, в которой фашистские орды не преодолеют свободолюбивых славян:

  • И во вражеском не потонут море
  • Наши братские золотые лодки.
  • («Друзьям по союзу»).
  • Страницы: 1 2


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"