Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Мелодичность поэтических образов Павла Тычины

16.04.2010

Одной из главных особенностей замечательной поэзии П. Г. Тычины было его мировосприятие через музыку. Когда читаешь его произведения, кажется, что музыка сопровождает каждую строку поэзий, а потом еще долго живет в душе, волнует и радует. О том, как поэт был влюблен в музыкальные темы, как владел мастерством перекладывать красоту людей, величие времени, красноречиво свидетельствуют его произведения: поэма – симфония «Сковорода», фуга «Шуши, эпоха наша!», реквием «Похороны друга», «Дума о трех Ветровом», «Песня о гармонии», песня-ноктюрн «Вы знаете, как липа шелестит», стихе сборнике «Солнечные кларнеты», «Музыкальное утро в консерватории», кантата «Марии Занккозецкой». Ярким примером объединения слова и музыки есть его поэзия «Солнечные кларнеты».


Сборник «Солнечные кларнеты» в 1918 году стал этапным событием в украинской литературе. Л. Новиченко назвал ее «одним из самых музыкальных творений в мировой поэзии».


Мир «Солнечных кларнетов» преисполнен звонких и пастельных красок и звуков. Световые и звуковые краски создают световую музыку солнечных кларнетов, которые, по определению одного из исследователей П. Тычины А. Никовского, напоминают «что-то подобное длинным блестящим трембитам в руках ангелов… Кларнеты – это сурьмы света, космического ритма, трембиты, сотканные из лучей».


Среди этих стихов особое место занимает «Арфами, арфами…», как исключительное явление в художественной литературе. Этот стих пленит музыкальностью, мастерским переводом лирического содержания на язык музыки. Тычинова арфа якобы исполняет нежностью, мелодичностью, строки потихоньку зачаровывают. Она звучит на протяжении всего произведения и мягко омузычивает все слова. Даже слова «смех», «плач», «думы», «огорченная» воспринимаются как мысленные мелодии, которые определяют содержание задумчивого поэтического произведения.


В нем также слышно мажорное звучание, разнообразное за цветными оттенками: «арфами золотыми, «цветами — жемчугом», «плач… перламутровый», «поточки, как колокольчики» и прочее. Впечатляющая сила гармонии стиха «Арфами, арфами…» состоит в объединении слова и звуковых образов, в четком ритме, в композиционном порядке. Этому подчинено и симметричное размещения строк, начало каждого куплета с паузой, обозначено тире, а именно: «Арфами, арфами», «Думами, думами, «Любая, милая». Такие словосочетания напоминают главную тему, фиксируют душевные порывы лирического героя.

  • Арфами, арфами

    Золотыми, громовыми откликаются леса,

    самозвонными:

    не до сна –

    мчит весна -

    жемчуга и цветы

    в косах девичьих.
  • Своеобразность стиля П. Тычины оказывается не только в восхищении природой весны, а и в глубоких раздумьях, которые вводят нас в волшебную весеннюю музыку:

  • Думами, думами,

    словно море кораблями, переполнилась лазурь

    нежнотонными:

    грянет бой

    огневой,

    смех будет, плач будет

    перламутровый…
  • Волшебная музыка произведения «Арфами, арфами» такая же солнечная, жизнерадостная, преисполненная теми же глубокими расположениями духа, которыми отмечается вся поэзия Павла Григорьевича Тычины.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"