Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Основные мотивы рассказа Андреева «В тумане»

20.04.2010

Рассказ содержит три основные темы – это женщина, смерть, «чума». “Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила окна.”


В произведении ярко выражена бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним: “А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что   делают с продажными   женщинами.”


Неболее чем и читатель автор знает о герое: “Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно…”


Раскрывая чувства и мысли отца Павла, автор сопоставляет его с собой: “Отец Павла не узнает, не знает своего сына “. ”Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий на мужчину? И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.”


Мир героя делиться на «до» и «после». Раскрывается двойственность героя: “Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решительные, с таким множеством   умных   иностранных   слов, что   Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, и первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где   ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и не разделенной любви и решение быть гордым, благородным   и любить Катю   Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия   и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнечным   блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые   так несчастны. И ни слова о тех женщинах.”


Квинтэссенция в образе героя понятий пространства, образов, времени, смерти, болезни, души, и города.


Бесформенное пятно человека, охваченного туманом, и вырванного им из живого мира, шептало странное: “ я ненавижу   тебя! Я ненавижу тебя!”


“Бесформенное пятно человека медленно удаляется. Как в вате, задыхается в тумане голос. Сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все растаяло, как будто никогда и не было его, а был только мутный и холодный туман.”


Автор довольно живописно раскрывает внутренний мир героя: “ Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему дому.”


Вся его жизнь, будто проваливается в бездну: “ Вы   же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос:   —   А   водочки-то?


С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок, стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались, посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.


И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и глухая тьма.”


Автор ясно дает понять нам, что герой умирает еще задолго до физической смерти: “И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его.     И тихая жалость   к умершему человеку наполнила его сердце; и первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных   и чуждых жизней.”


Герой жил в мире, который был и бесконечный, и темный: “Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду.”


Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.


Время в рассказе представлено вечным, цикличным, ярко выражена тема вечного сюжета: “В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое – и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей…”


Автор в каждом эпизоде рассказа описывает все однообразие и постоянство окружающего мира героя:   “И снова перед глазами развернулся в высоте потолок…Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь.”


Даже название книги, которую читал Павел “История цивилизации”, характерно для времени в котором он обитал.


Импрессионизм – значимость цвета, звука и светотени.


Импрессионизм   и цветовая ассоциация с Достоевским сочетают в себе повтор тематики болезни, нечистоты: “Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, тихо добавил:— Я   грязный… Так же   грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы грязный, как тряпка, как те мозги животных, что валяются на бойнях, в грязи и навозе.”


Образ смерти живого города, ведет к гибели своих жителей: “ В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко.”


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"