Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Покупатель живой человеческой совести, Чичиков подлинный провокатор жизни

29.06.2011

У каждого автора есть произведение, которое является главным творением его жизни, в которое он вложил все свое сердце и выразил в нем все самые заветные думы. Таким главным делом жизни Н. В. Гоголя явилось произведение «Мертвые души», которым он отдал около семнадцати лет из своей двадцатитрехлетней писательской деятельности.


Безусловно, ведет сюжет «мертвых душ» главный персонаж поэмы Чичиков. Гоголь иронически замечает, что автор вместе с читателем «должны тащиться», куда Чичикову вздумается, и что, не приди ему, Чичикову, в голову мысль совершить «негоцию» с мертвыми душами, «не явилась бы на свет сия поэма».


Но кто же такой сам Чичиков? Он отчасти помещик, отчасти чиновник и поэтому, в сущности, должен бы стоять в одном ряду с другими «героями», составляющими галерею образов произведения, выделяясь, может быть, лишь степенью своей пошлости. Но Гоголь поступает иначе — он отделяет Чичикова от остального чиновничьего и помещичьего мира, так как Чичиков — абсолютно иное и новое явление. Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич — типичные характеры и вопросов об их происхождении не возникает, но к характеру Чичикова автор подошел иначе. В характере Чичикова сильно его устремление, которое от неудач не уменьшается, а, напротив, крепнет и формирует еще более изощренную форму цепкости и стойкости.


Вопрос о силе денег уже серьезно тревожил русских писателей начала XIX века. В городе разнеслись слухи, что Чичиков — «миллионщик», и одно уже это слово «миллион» рождает «нежное расположение к подлости», создает обстановку для зарождения и развития Чичиковых — людей, у которых стремление к миллиону, к наживе, становится их натурой, подлость — их характером. «Итак, припряжем подлеца!» — восклицает автор, прежде чем перейти к рассказу о темном прошлом своего героя.


Исследование характера «подлеца» идет у Гоголя по линии морально-психологической, дополняется ссылками на личностные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды, развернутые в его биографии. Уже внешность Чичикова указывает на это направление исследования. Чичиков «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы молод», «человек средних лет», «чин не слишком большой и не слишком малый». Во всем умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движения души.


В этом же духе передана и биография Чичикова. Суровое, бездуховное детство, последние отцовские советы, школьная система воспитания, отсутствие талантов и «большой ум с другой стороны, со стороны практической», оборотистость, умение втереться в доверие и «надуть» без зазрения совести — вот на что обращает внимание читателя автор. Чичиков великолепно умеет ориентироваться в любой обстановке, «во всем как-то умел найтиться». Он гибок и изворотлив, в зависимости от обстоятельств меняется характер и тон его разговора: в одном случае он сентиментален и льстив, в другом — почтителен и угодлив, в третьем — сдержан и деловит, в четвертом — развязен и груб. С каждым из помещиков он ведет себя по-разному и почти всегда добивается свой цели. Эта хамелеонская способность принимать окраску окружающего прекрасно передана языком Чичикова. Он прекрасно знает цену слова в мертвом официальном мире и обращается с ним в высшей степени осмотрительно. Чичиков старается избегать грубых выражений, умеет ронять «слова с весом», он и слова подбирает такие, истинный смысл которых не сразу ясен собеседнику. Чичиков необычайно восприимчив к особенностям речи своего собеседника, у каждого из них он мгновенно перенимает характерную окраску и интонацию речи, причем делает это автоматически. Сейчас про Чичикова можно было бы сказать, что он неповторимый мастер вербального общения.


Чичиков в совершенстве постиг «великую тайну нравиться». На всех чиновников города он произвел неотразимое впечатление, причем каждый открыл в нем свое. Губернатору он показался человеком благонамеренным, прокурору дельным, жандармскому полковнику ученым, полицмейстеру любезным и т. д.


Любопытно, что если бы создать портрет Чичикова по мнению о нем окружающих, то получился бы тот «добродетельный человек», о котором сам Гоголь в главе о Чичикове писал, что «пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку». Этот контраст внешней видимости характера и его истинной сущности и лежит в основе комизма образа Чичикова, его нравственно-психологического портрета. «Фитюльку» Хлестакова приняли за ревизора, он вошел в роль и этим создается комический эффект в описании его характера. Нечто подобное происходит и с Чичиковым. Его приняли за «миллионщика», потом открылось, что «вряд ли он миллионщик», но на этом сходство и кончается. Комизм характера Чичикова глубже и сложнее. Очень важна одна деталь. Как только чиновники услышали слова Ноздрева и рассказ Коробочки о Чичикове, они совершенно растерялись. Они не нашли ничего лучше, чем приписать Чичикову все самое страшное, что только смогли придумать, превратили его в опереточного злодея. Завершил этот портрет Ноздрев. Он не только подтвердил худшие подозрения, но и расписал такое, что даже потерявшие от тревоги голову чиновники «вздохнувши, все отошли прочь».


В представлении писателя Чичиков — вовсе не мелкий жулик, оказавшийся необходимым для скрепления сюжета, а фигура самоценная и играющая историческую роль. Гоголь видел неукротимую энергию Чичиковых в их неудержимо!1 стремлении к капиталу, видел, что Чичиковы в своей жажде наживы отрешаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, вставшим на их пути. Видел, что их нравственная бесчувственность и бездушие порождают полную аморальность их действий. В этом смысле Чичиков превосходит все догадки и подозрения чиновников. Видел Гоголь и размах «оборотов» Чичикова, начавшего с родительской полтины медью. Чичиков не успокоится, пока не получит миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ» — ту власть, которую он уже ощутил в городе Н. В этом отношении интересным оказывается и сравнение Чичикова с Наполеоном, правда, Наполеон один, а Чичиковых — великое множество. «Мертвые души» пошлого мира — расточители человеческого достоинства, они кончают «прорехой на человечестве» и бессмысленной смертью. Но Чичиков совсем не склонен умирать — он безнаказанно растет как «приобретатель», и при явной зависти к его силе автор осознает, что зараза чичиковщины широко проникает в общество и несет с собой полное истребление человечности в самом широком смысле этого слова.


Трагизм «Мертвых душ» — в столкновении авторского идеала с пошлой действительностью. В беспощадной критике отвратительности пошлого мира Гоголь дошел до конца, захватив этот мир целиком, пройдя его снизу доверху, от помещичьей деревни до правительственного Петербурга. Суд истории, презрительный смех потомков — вот что послужит возмездием этому пошлому, равнодушному миру, который не может ничего изменить в себе даже перед лицом очевидной угрозы бессмысленной и бесплодной своей гибели.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"